собеседник «Православный собеседникъ» — это богословский журнал, который  издавался в период с 1855 по 1917 год при Казанской духовной академии. В наше время материалы  этого издания не издаются, журнал стал  раритетом и сохранившиеся  чудом экземпляры можно подержать в руках и полистать пожелтевшие страницы в некоторых церковных библиотеках да в антикварных лавках. Но! У нас с Вами есть возможность познакомиться с книгой  митрополита Григория «День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято?» Предлагаем Вашему вниманию одну главу этой книги:

Как вести себя в болезни?

болезнь1. Ежели постигнет тебя какая-нибудь болезнь, то прежде всего всегда благодари за нее Господа; ибо всякую болезнь Господь Бог посылает на нас к нашему спасению. Болезни у Господа Бога всегда были одним из самых сильных средств для побуждения нас ко спасению. Без болезни многие люди отнюдь не прилепились бы к Богу, как они прилеплены теперь; никогда не начали бы пренебрегать временным, как пренебрегают теперь, и никогда так высоко не ценили бы вечного, как ценят теперь. Без болезни весьма многие люди не удерживались бы от пороков, как удерживаются теперь; посредством болезни. Господь Бог, так сказать, насильно расположил их оставить грех и вести жизнь угодную Ему. Без болезни многие люди сделались бы причиною слез безчисленного множества людей, или самою гибельною заразою для человеческих душ; но посредством продолжительной или постоянной болезни Всеблагий Бог не дает им возможности выйти из своего дома и вредить другим. Посредством болезни Он отделил их от общения с ближними; они теперь безвредны для своих ближних, и меньше вредны для самих себя. Итак благодари Господа Бога, что Он не лишает тебя Своей благодати и употребляет одно из самых сильных Своих средств к твоему спасению.

2. Благодаря Господа Бога, за свою болезнь, немедленно и всевозможно внимательно разсматривай, чем ты особенно согрешил, или продолжаешь грешить, пред Ним нераскаянно. Но при сем отнюдь не давай самолюбию или чему-либо иному обманывать себя. Так или иначе, весьма вероятно, ты согрешил, и не думаешь покаяться. Никто из нас не без греха. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, говорит св. Апостол, и истины несть в нас (1 Иоан. 1:8). Когда найдешь себя согрешившим, то тотчас принеси покаяние, и дай Господу твердый обет уже не грешить, как ты грешил.

3. Впрочем найдешь ли, не найдешь ли себя грешным, непременно думай, что постигшая тебя болезнь может быть последняя. Весьма многие люди умирают совершенно неожиданно от такой болезни, от которой они никак не ожидали смерти. Посему заблаговременно, не дожидаясь усиления болезни, старайся приготовиться к смерти надлежащею исповедыо. Не откладывай этого крайне важного дела день за день. Ибо смерть может напасть на тебя внезапно, а болезнь может вдруг усилиться так, что сделает исповедь весьма трудною для тебя или даже невозможною. После исповеди причастись св. Таин. Это лучшее лекарство не только для твоей души, но и для твоего тела; с св. Причащением входит в наше сердце Иисус Христос, а Он есть источник всех благ.

4. Ежели при разсмотрении своей совести для надлежащей исповеди найдешь, что ты кому-нибудь должен; то немедленно расплатись сам, или сделай верное распоряжение, чтобы долг твой был заплачен. Ежели найдешь, что у тебя есть чужое, особливо как-нибудь неправедно присвоенное имущество; то немедленно возврати его законному хозяину. Ежели вспомнишь, что ты кого-либо обидел, или тебя обидел кто-нибудь, и ты питаешь вражду; то примирись с тем немедленно и сердечно. Не забудь страшных слов Господа: егда грядеши с соперником твоим ко князю, на пути потщися избыти от него, да не како привлечет тебе кь судии, и судия тя предаст слузе, и слуга всадит тя в темницу. Ибо не изыдеши оттуду, дондеже и последнюю медницу воздаси (Лук. 12:58-59).

5. Когда таким образом состояние твоей души в отношении к вечности будет безопасно; обрати внимание на временное свое состояние. Именно немедленно старайся сделать законное завещание касательно своего имущества. Не откладывай этого дела на долго, дабы безценных последних минут своей жизни, которые должно употреблять только для души, тебе не проводить в занятии временным, и чтобы, делая завещание, тебе не допустить какой-нибудь несправедливости. Не забудь, что от небрежения о законном завещании касательно имущества весьма часто происходят величайшие безпорядки, и не редко такая вражда между наследниками, которая продолжается во всю их жизнь, а иногда даже и после их смерти. Не бери на себя чужих грехов, сделай надлежащее завещание заблаговременно.

6. Во время или после сего дела, ежели имеешь возможность, позови врача и употребляй предписываемые им лекарства. Врача пренебрегать не должно; ибо Господь создал его, говорит Премудрый (Сирах. 38:12). Впрочем отнюдь не должно думать, что только врачь или врачевства могут уничтожить твою болезнь. Не врач и не врачевство, а собственно Господь Бог дает исцеление. Посему, при всяком врачевании, полагай упование собственно на Господа Бога. Потому что Господь Бог просвещает врача, и Он же дает целебную силу его врачевству. Господь живит (1 Цар. 2:6).

7. Времени болезни не проводи в пустых разговорах, ни в излишнем попечении о своем выздоровлении, а старайся употреблять это время в пользу своей души: молись, читай какую-нибудь духовную книгу, особенно такую, в которой говорится о страданиях Христовых, или питай себя благочестивыми разговорами. Ежели не имеешь сил занимать себя длинными молитвами, то возвышай свое сердце к Богу в кратких молитвенных вздохах. Например: «Господи, не лиши меня Твоей милости!» Или: «сотвори, чтобы эта болезнь была в очищение моих грехов!» и т.п. Кроме сего чаще знаменуй себя крестным знамением, целуй образ Спасителя, Божией Матери и святых!

8. Во время болезни никогда усильно не молись о выздоровлении, а лучше отдавай себя в волю Божию; потому что один Господь Бог верно знает, что лучше для твоего спасения: здоровье или болезнь, слабое здоровье или крепкое, постоянное здоровье или непостоянное, слабая болезнь или сильная, краткая или продолжительная и даже не прекращающаяся до смерти. Ежели здоровье для нашей души пагубно, то как нам молиться о нем безусловно Богу? Лучше никогда не быть здоровыми. Ежели болезнь для нас спасительна, то как нам безусловно просить избавиться от нее? Лучше быть в болезни и терпеть жесточайшую болезнь до самой смерти.

9. Ежели твоя болезнь продолжается очень долго; то не предавайся, как поступают многие глупые люди, нетерпению, особливо ропоту и досаде на силу и продолжительность болезни, на врача, на лекарства, на дурную погоду, на служащих тебе и т.п. Нетерпением, ропотом и досадою никогда не облегчишь болезни, тем паче не истребишь ее. Нетерпеливое и особливо ропотливое расположение духа может, с одной стороны, только усилить болезнь и продолжить ее, или даже сделать ее неизлечимою; а с другой стороны, отнять у всех сострадание к тебе; ибо кому приятно служить больному, когда он досадует и злится на служащего ему? Напротив будь всевозможно терпелив, и молись так: «Господи! много я согрешил и достоин вечного мучения. Но Ты по безпредельной Своей любви не хочешь, чтоб я мучился вечно, а подверг меня наказанию временному, дабы я пришел в себя, раскаялся и поправился. Как велика Твоя милость! Умножь мое терпение, даруй мне такую благодать, чтобы я переносил болезнь мою благодушно и из любви к Тебе! Я лучше желаю, чтобы болезнь моя усилилась, нежели чтоб она прекратилась, и я опять начал грешить, и подвергся вечным мукам. Пусть болезнь моя продолжится и усилится как Тебе благоугодно, только избавь меня от мук вечных».

10. Когда почувствуешь, что болезнь ослабевает, и ты начинаешь выздоравливать; то всею душею молись Господу Богу, чтоб Он, по возвращении тебе здоровья, благоволил удержать тебя от всякого греха, и дал тебе твердую память о тех чувствованиях и мыслях, какие ты имел во время своей болезни;ибо очень многие больные, по выздоровлении, совершенно забывают те чувствования, какие имели во время болезни. Молись Господу Богу, чтоб Он лучше удержал тебя в болезни, или даже попустил тебе умереть, нежели, по выздоровлении, опять обратиться к жизни греховной.

11. Напротив, ежели почувствуешь, что болезнь твоя усиливается и начинает истощать твои телесные силы; то приими святое таинство Елеосвящения. Господь Бог сильно врачует им тело, и, ежели не благоволит уврачевать тела, то наверное уврачует твою душу. Воздвигнет болящаго Господь (Бог), говорит св. Апостол, и аще грехи сотворил еси, отпустятся ему (Иаков. 5:15).

12. По совершении сего предайся в волю Божию совершенно, и отнюдь не желай ничего иного, кроме того, чтобы Господь Бог сотворил с тобою то, что Ему благоугодно. Это самое лучшее положение всякого человека, в каком бы он состоянии не был. Потому что кто предается Господу Богу, тот Божий, и тому нельзя погибнуть.

Просмотрено (182)

2 комментариев к “

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *