Сестра милосердия. Русско-японская война

Сестра милосердия. Русско-японская война

-Ты желаешь себе благополучия, и доволен, когда благополучен; напротив ты скучен, когда по чему-нибудь неблагополучен…?-Тебе не приятно, когда отзываются о тебе худо, и подозревают тебя в чем-либо худом…? -Тебе приятно, когда о тебе отзываются хорошо…? Мы продолжаем публиковать «Православный собеседник» 1897 года издания и сегодня предлагаем Вашему вниманию Главу 3: «Kак вести себя в отношении к другим людям?»

Ответ на этот вопрос дал Сам Господь: возлюбиши ближнего свoeгo (Лук. 10:27).

Господь Иисус Христос от всех нас весьма настоятельно требует любви друг к другу. Давая последние наставления Своим ученикам пред Своими страданиями, Он несколько раз с большой силой завещал нам эту любовь. Сия есть заповедь моя, да любите друг друга (Иоан. 18:12). Сия заповедаю вам, да любите друг друга (Иоан. 15:17). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Иоан. 13:54). Именно, к тому же обязывали и все св. Апостолы. Св. Апостол Петр говорил: от чиста сердца любите друг друга прилежно (1 Петр. 1:22). Св. Апостол Иоанн говорил: возлюбленнии, возлюбим друг друга (1 Иоан. 4:7). Се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга (1 Иоан. 5:11; 2 Иоан. 5). Сия есть заповедь Его (Господа Бога), да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа, и любим друг друга (1 Иоан. 5:25). Св. Апостол Павел говорил: ходите в любви (Ефес. 5:2). Сами вы Богом учени есте, еже любити друг друга (1 Сол. 4:9). Св. Апостол Иаков говорил: закон царский по писанию (есть): возлюбиши искреннего cвoeгo (Иаков. 2:8).

Меру этой любви ясно определил Сам же Господь. Именно, Он требовал, чтобы все мы любили ближних как любим себя самих; ибо Он сказал: возлюбиши ближнего свoeгo, яко сам себе (Лук. 10:27). Вся убо, елика аще хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им (Матф. 7:12). Именно так же говорили и все св. Апостолы. И так, друже!

1. Ты желаешь себе благополучия, и доволен, когда благополучен; напротив ты скучен, когда по чему-нибудь неблагополучен. Посему желай благополучия и всякому своему ближнему: радуйся, когда он счастлив, и сочувствуй ему, когда он несчастен.

2. Тебе не приятно, когда отзываются о тебе худо, и подозревают тебя в чем-либо худом. Посему и ты не отзывайся худо ни о ком, и без достаточной причины ни к кому не имей подозрения в чем-нибудь худом. Любовь не мыслит зла (1 Кор. 13:5).

3 . Тебе приятно, когда о тебе отзываются хорошо. Посему и ты хорошо отзывайся о всяком ближнем. Особенно же остерегайся клеветы на ближняго. Клевета есть качество сатаны, и пусть оно принадлежит ему одному (Апок. 12:10). Ты говори о ближнем только доброе.

4. Когда кто-нибудь говорит тебе нечто худое о ком-либо постороннем, то всевозможно старайся защищать или извинять того постороннего, и кроме сего никогда не пересказывай слышанных слов тому, о ком они сказаны. Потому что часто говорят о другом что-нибудь по вражде и духу мщения, а пересказывающие о том часто производят вражду; вражду же слово Божие причисляет к таким порокам, которые преданные люди не наследят Царствия Божия (Гал. 5:20).

5. Тебе не приятно, когда разглашают о твоих недостатках, а особливо о твоих пороках. Посему и ты, когда видишь слабости и пороки других, не разглашай о них; ибо любы вся покрывает, вся терпит (1 Кор. 13:7). Но изыщи благоприятное время и с любовию сам скажи о замеченных тобою слабостях и пороках тем, в ком их видишь, и расположи их к исправлению. После сего, если замеченные тобою в других пороки не производят соблазна, оставайся в покое; в противном же случае скажи о них тому, кто обязан обуздывать и врачевать порочных, дабы сохранить от соблазна и порчи других.

6. Тебе не приятно, когда с тобою обходятся грубо и чем-нибудь оскорбляют тебя. Посему и ты обходись ласково со всяким человеком, не исключая никого; особенно же берегись употребления слов бранных и оскорбительных. Ежели какой-либо ближний обходится с тобою весьма грубо, сердито, и говорит тебе разные неприятности, то отвечай ему кротко; потому что ответ смирен отвращает ярость (Притч. 15:1). Ежели от грубого обращения с тобою ближнего, ты разсердился на него, то уже не говори ничего: ибо иначе твой гнев тотчас распалится, а при распалившемся гневе тебе покажется нужным сказать ближнему нечто такое, о чем после будешь крайне сожалеть, но чего часто уже не будешь в состоянии поправить. В гневе никогда не говори ничего до тех пор, пока совершенно успокоишься. Ежели же ближний разсердился на тебя по чему-нибудь сильно, то не уговаривай его, хотя бы то было даже очень нужно; потому что доколе он сильно сердится, до тех пор владеет им страсть, не разум, и тебе посему нельзя уговорить его: безумному как убедительно ни говори, напрасно; твои слова иногда только более разсердят его, и побудят его к чему-нибудь для тебя вредному.

7. Тебе приятно, когда тебе помогают в нуждах твоих. Посему старайся и ты, сколько можешь, помогать ближним во всех их нуждах. Милостыня (всякое благодеяние) от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех. Творящии милостыни и правды, исполнятся жизни, говорит слово Божие (Тов. 12:9). Впрочем здесь нужно наблюдать порядок. Именно

8. Должно прежде других оказывать помощь тем, с коими Божие Провидение связало нас преимущественно пред другими, как то: родителям, родственникам, начальству, благодетелям, слугам, подчиненным и единоверным. В отношении к первым св. Апостол сказал: аще кто о своих, паче же о домашних не промышляет, веры отверглся есть, и неверного горший есть (1 Тим. 5:8). А о единоверных учит так: да делаем благое ко всем, паче же ко присным в вере (Гал. 6:10).

9. За сим, прежде других оказывай помощь тем, которые имеют в ней нужду преимущественно пред другими, как-то: больным и увечным. Ежели не можешь снабдить их тем, что им нужно, то по крайней мере посещай их, как-нибудь прислуживай им и утешай их. Так поступай, хотя б они оказывались совершенно неблагодарными тебе; ибо любовь не ищет своего (1 Кор. 13:5): тебя наградит Господь Бог.

10. Оказывая помощь всем ближним живым, не лишай своей помощи ближних умерших. Молись за всех умерших, а особенно за тех, которые умерли неожиданно, и без надлежащего приготовления, и посему, может быть, в тяжких грехах: чаще поминай их, подавай для их спасения возможную милостыню. Многие из умерших ближних, особенно умершие без надлежащего приготовления, нуждаются в нашей помощи несравненно больше, нежели в самой крайней степени бедствующие в настоящей жизни; потому что умершие уже никак не могут помочь себе сами. Им можем оказать помощь только мы живые.

11. Наша любовь к самим себе может быть, и, к несчастию, часто действительно бывает, порочна. Так многие люди желают и домогаются только земных благ, как то: большой чести, уважения, достатка, и проч. Посему Господь наш Иисус Христос благоволил означить меру нашей любви к ближним с большою определенностию; Он заповедал, чтоб мы любили ближних, как Он возлюбил нас. Да любите друг друга, якоже возлюбих вы (Иоан. 15:12). Якоже возлюбих вы, да и вы любите себе (Иоан. 13:34). А Господь Иисус Христос возлюбил нас верующих — свою Церковь так, что Себе предаде за ню, да освятит ю,… представит ю Себе не имущу скверны или порока, но да будет свята и непорочна (Ефес. 5:25—27). Он старался и старается произвести во всех нас твердую веру в Бога Отца и в Себя Самого (Иоан. 3:16), доставить вам верное познание Бога (Иоан. 1:18; 17:5), произвести в нас любовь к Нему (Иоан. 17:26), с любовию ревность к исполнению заповедей Божиих (Иоан. 14:21; 23:24) и ввести нас в живот вечный (Иоан. 5:16).

Посему как всякий из нас, истинно любящий себя, должен всевозможно стараться о приобретении твердой веры в Господа Бога, верного познания Его, сердечной любви к Нему и усердия к исполнению Его заповедей; так должны мы содействовать и каждому ближнему, чтоб он получил твердую веру в Господа Бога, получил верное познание Его, приобрел любовь к Нему и ревностное старание об исполнении Его заповедей, и таким образом непрестанно созревал к вечному блаженству. Иначе: всякому из нас должно всевозможно возбуждать в ближних попечение о спасении своей души, поддерживать и усиливать это попечение всеми средствами, какие имеем. Посему никто из вас не должен говорить: «какое мне дело до качеств и жизни других людей?» Напротив все мы, когда видим кого-либо поступающим неприлично человеку-христианину, должны стараться найти удобное время, чтобы наедине и с любовию вразумить его и направить на путь спасения. Молим — (не просим только) молим вы, братие, писал св. Апостол Павел Солунянам, вразумляйте безчинныя (1 Сол. 5:14).

О доставлении этой духовной помощи ближним нам должно стараться несравненно более, нежели телесной, да и телесную помощь должно доставлять так, чтоб она более или менее содействовала к духовному усовершенствованию ближних и к их спасению. Потому что эта духовная нужда без всякого сравнения важнее всех нужд телесных. Притом, помощь в нуждах духовных часто гораздо труднее, чем в телесных, уже и по тому одному, что за благодеяние в телесной нужде нам обыкновенно платят благодарностью, за духовное же почти никогда, а не редко платят еще ненавистью и даже мщением.

12. Впрочем и при этой духовной помощи так же должно соблюдать порядок, как и при оказывании помощи телесной. Именно: прежде всего должно обращать внимание на людей, с которыми Божие Провидение поставило нас в ближайшей связи, нежели на других. Таковы наши дети, родственники, друзья, благодетели, подчиненные и слуги. Кто из нас старается наставлять, вразумлять и исправлять людей посторонних, между тем как его собственные дети, домашние, слуги и подчиненные дичают и напитываются разными заблуждениями и пороками; тот не исполняет заповеди о любви к ближнему, и тот не ближний ближних, а враг — иногда крайне вредный и пагубный.

13. Ни в какой возможной телесной, а особливо духовной помощи нам не должно отказывать людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, безбожникам и врагам; потому что все они, какого-бы ни были направления и расположения духа, суть люди; все созданы одним Создателем, все созданы с безсмертною душою, все созданы по образу и по подобию Божию, все, искуплены безценною кровию Иисуса Христа, и посему все дети Небесного Отца, все соискупленники Христовы, и все сонаследники одного вечного, всеблаженного царствия Божия. Посему всем людям и должны мы оказывать нашу любовь. Люди порочные, еретики и безбожники вообще имеют величайшую нужду в нашей духовной помощи, особенно в молитве о них и примере для них. А о врагах есть ясная заповедь Господа: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы (Матф. 5:44). Тут не может быть никакого возражения; ибо св. Апостол Иоанн всем нам дает знать, что всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1 Иоан. 3:15).

Такова должна быть наша любовь к ближним. Мы были бы весьма счастливы, если бы все напитаны были любовию ко всем ближним. Тогда на нашей земле отнюдь не было бы так много несчастий, и наша жизнь была бы очень много подобна жизни наших прародителей в раю сладости. Будем усердно исполнять заповедь Господа о любви к ближним!

Просмотрено (188)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *