Bogach_i_Lazar

23 января Продолжаем публиковать главы книги митрополита Григория Постникова «Православный Собеседник» Тема живая, актуальная для всех нас: как вести себя в богатстве и как вести себя в бедности?

В особенности: как вести себя при богатстве?

 

Ежели ты богат, т.е. ежели имеешь у себя гораздо 6олее того, что тебе нужно на твои необходимые естественные потребности; то 1) никогда не думай, как думают многие — глупые из богатых, что ты своим богатством обязан себе, своему уму, своей сметливости и деятельности. Хотя ты, может быть, в самом деле умен, сметлив и деятелен; но никогда не присвояй приобретения своего богатства только своему уму, своей сметливости и деятельности. Ибо смотри: кто дал тебе твой ум? Кто дал и дает тебе здоровье и силы, чтобы трудиться? Кто благословляет и твои труды желанным успехом, между тем, как многие другие люди и умны и трудятся не меньше твоего, однакож едва имеют насущный кусок хлеба! И кто бережет у тебя твое богатство, которого от разных случаев можешь лишиться всякую минуту? Не Бог ли, твой Создатель, то делает? Твердо помни слово Духа Божия: Господь богатит (1 Цар. 2:7), и потому не гордись своим богатством, но будь смирен при богатстве, считай его Божиим даром и усердно благодари за него Господа Бога.

2. Когда ты молишься, то в молитве своей никогда не проси у Господа Бога постоянного продолжения твоего земного изобилия, тем больше не проси умножения богатства. Потому что хотя Господь Бог иным людям и дает богатство, но нигде не заповедано нам просить богатства, а сказано, чтоб мы и тогда, когда оно, так сказать, само течет к нам, не прилагали к нему сердца (Псал. 61:11).

3. Не прилепляйся к богатству своим сердцем, чтоб оно не начало управлять твоим сердцем, и чтоб ты не сделался рабом его; но держи в отношении к нему свое сердце так, чтоб тебе спокойно можно было обходиться и без него, как скоро то угодно будет Господу Богу. Ежели прилепишься к богатству сердцем, то оно тотчас повлечет тебя к безчисленным порокам, и поставит тебя в крайне опасное положение души. Иисус Христос говорит, что богатство может быть весьма гибельно для души: неудобь богатый внидет в Царствие Небесное (Матф. 19:23). А хотящии богатитися впадают, как говорит св. Апостол, в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель (1 Тим. 6:9).

Пользуясь богатством, особенно берегись поступать так, как поступал безумный богач, упомянутый в св. Евангелии Господом (Лук. 16:19 и дал.). Сам веселясь на вся дни светло; он даже крохи со своего стола отдавал лучше собакам, чем нищему, истаявавшему от голода при воротах его дома. Такой богач по своей смерти тотчас оказался в аду (Лук. 16:23), и будет там вечно гореть, ни откуда не получая даже капли воды, чтоб сколько-нибудь охладить свой язык (Лук. 16:25-26).

Bogatyiy-i-bednyiyКак вести себя особенно при бедности?

 

Ежели ты беден, т. е. ежели ты трудолюбив, и при всех твоих трудах едва приобретаешь столько, чтобы доставить насущный хлеб себе и своим детям; то переноси бедность благодушно. Благодушно неси эту тяжесть до тех пор, пока Господу Богу угодно будет снять ее с тебя, неси ее, ежели Ему угодно, до самой смерти. Будь всегда бодр, не скорби, не ропщи, особливо не унывай, как бы ни увеличилась твоя нищета, и как долго ни продолжилась бы она. Особливо же берегись употреблять какие-либо неправильные, противные Божией воле, средства к избавлению себя от бедности. Не только не употребляй какой-либо кражи, какого-либо обмана, насильственного завладения, и т.п.; но, исключая самой неизбежной крайности, не проси даже милостыни. Животом просливым не живи: лучше умрети, нежели просити, учит Премудрый (Сир. 40:29). Чтобы тебе лучше устоять в этом расположении духа, употребляй следующее:

1. Непрестанно помни слова Духа Божия: Господь убожит (1 Цар. 2:7). А когда Господь Бог поставляет кого-либо из нас в какое-нибудь состояние; то поставляет в то состояние потому, что тот, кого Он становит в то состояние, всегда гораздо удобнее может спастися в назначенном ему стоянии. Потому что у Господа Бога касательно нас нет иного желания, кроме того, чтобы все мы спаслись (1 Тим. 2:4); а посему все, что Он ни делает с нами, делает для того, чтобы облегчить нам наше спасение.

2. Непрестанно помни, что Господь Бог никогда не наложит на тебя тяжести больше той, какую можешь нести (1 Кор 10:13), и что Он совершенно всегда при тебе,чтоб оказать тебе Свою помощь (Мат. 28:20). Он никогда не забудет и не оставит тебя. Никакая мать не может забыть исчадие своего чрева, тем более не может забыть тебя Он, как Сам утверждает посредством св. Пророка: аще и жена забудет исчадие чрева своего, но Аз не забуду тебе (Ис. 49:15). Таким образом ежели ты в своей бедности не будешь малодушен; то Господь Бог непременно верно доведет тебя до спасения — до вечного блаженства.

3. Всевозможно чаще вспоминай о земной бедности нашего Спасителя. Он Бог, все Его: и то, что на небесах, и то, что на земле, в земле и под землею; однакож Он жил на земле в совершенной бедности, как Сам говорил: лиси язвины имуть, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать, где главу подклонити (Лук. 9:58). Для чего Он жил так бедно? Конечно не для иного чего, как для того, чтобы всех нас расположить благодушно принимать нищету, и довольствоваться самым необходимым для поддержания жизни. Ибо нищета, как говорит св. Златоуст, удобнее богатства ведет к благочестию (Златоуст. Беседа 2 к оглашенным).

4. Чаще вспоминай многострадательного Иова, которого в пример терпения выставляет нам св. Апостол. Он был совершенно беден. У него отняты были все стада, все рабы, все дети и — он говорил: наг изыдох от чрева матере моея, наг и отиду тамо. Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть. Буди имя Господне благословено во веки! (Иов. 1:21). Даже в то время, когда он поражен был злокачественною и мучительною болезнию и когда издевались над ним даже ближайшие его друзья с его женою, — даже и тогда он не потерял терпения, но благодушно всем говорил: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим (Иов. 2:10).

5. Всевозможно чаще вспоминай, что самая наибольшая часть Святых провели свою жизнь в бедности. Св. Апостол о наибольшей части Святых Ветхого завета говорит, что они проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мір, в пустынях скитающеся и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных (Евр.11:37-38). В Новом Завете, как известно, в величайшей бедности провождали жизнь все наилучшие люди: все св. Апостолы, все первые Епископы, все первые Священники, все древние пустынники. Из последних многие совершенно не имели одежды для прикрытия своей наготы, и питались только зеленью вместе с дикими животными.

6. Ежели при твоей бедности подавляют тебя еще какие-нибудь другие тягости; то не теряй духа и здесь, а утешай себя святыми мыслями. Например тебя ненавидят, презирают? Думай: «Что за беда! мой Господь и Спаситель был Бог, но ненавидели и Его, презирали и Его. Он ничего не потерял от того. Мне ли не переносить ненависти и презрения, когда еще Господь говорит: блажени будете, егда возненавидят вас человецы (Лук. 6:22)?» — Тебя теснят, обижают? — Думай: «Что за беда! кого больше всех теснили и обижали, как не Самого Господа? Его наконец стеснили и обидели так, что распяли. Но что Он потерял от того? За это терпение Бог Отец превознес Его так, что о Его имени должно поклониться всяко колено небесных и земных и преисподних (Фил. 2:10)». Думай еще: «ежели кого-нибудь не презирают и не уничижают; то как тот будет упражняться в смирении? Ежели кого не оскорбляют, то как тому научиться терпению, кротости», и т. п?

7. Наконец чаще вспоминай о благах небесных, которыми верно будешь наслаждаться, ежели терпеливо будешь переносить свою бедность до конца. Нищий, упоминаемый Господом в Евангелии, был на земле беден, как едва ли кто иной, — и как славен был конец его! Ангелы взяли и отнесли душу его на лоно Авраамово. Тут вдруг совершенно переменилось его состояние. Он во всю свою жизнь не имел ни малейшей радости, а теперь наслаждается радостями величайшими, непрестанными и вечными. Тоже будет и с тобою: не всегда будешь терпеть нужды; не всегда будешь страдать; тебе готовится награда, а награда верным на небесах не сравнима ни с какими нашими житейскими горестями. Св. Апостол говорит: недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитеся в нас (Рим. 8:18.) Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

Просмотрено (173)

Один комментарий к “

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *