трапеза9 декабря Мы продолжаем публиковать главы из книги митрополита Григория (Постникова) «Православный Собеседникъ». Как должно вести себя за столом?

 Как должно вести себя во время обеда?

трапеза 3

Когда садишься за обед или за ужин, также когда встаешь из-за обеда или ужина, то никогда не садись и не вставай без усердной молитвы к Господу Богу, как, к несчастию, садятся за стол и встают из-за стола весьма многие люди нашего времени. Нельзя надивиться, как эти люди дошли до такого состояния души, что могут садиться за стол и выходить из-за стола без усердной молитвы к Господу Богу. Ибо именно Господь Бог доставляет нам всю нашу пищу. Над приобретением себе пищи, правда, мы трудимся и сами; но что значат все наши труды, ежели Господь Бог не даст нам Своего благословения, — если, например, не даст надлежащей теплоты, влаги, ветра и солнца для возделанных и обсемененных нами полей и огородов? — Совершенно ничто, как конечно всякой знает сам. Притом именно Господь же Бог доставляет нашей пище питательную силу для нашего тела, а нашему телу — способность обращать эту питательную силу пищи нам на здоровье. Что было бы с нами, если бы Господь Бог не дал питательной силы нашей пище? Тогда сколько б мы ни употребляли даже самой питательной пищи, не имели бы телесных сил, а посему не имели бы и возможности ни отправлять наших житейских дел, ни продолжать самой жизни. Тогда никто из нас не остался бы жив. С другой стороны, что было бы с нами, если бы Господь Бог отнял у нашего желудка силу пищеварения, хотя на две недели? Тогда бы и самая питательнейшая пища нас не питала, а изнуряла бы и приводила бы в болезнь или лишала бы самой жизни. Ибо опыт свидетельствует, что для человека иногда самая здоровая пища бывает пагубною.

пирогиСтол наш всегда должен быть умеренный. Все Святые, обыкновенно строго за собою наблюдавшие, согласно говорят, 1) что для насыщения нашего тела нужно весьма немного; 2) что наше чрево само собою почти никогда не знает меры; 3) что наше чрево иногда требует пищи даже в такое время, когда бывает пресыщено, и 4) что посему, для соблюдения умеренности, всего лучше прекращать употребление пищи в такое время, когда позыв на пищу еще не совсем кончился. Для соблюдения должной меры в пище св. Златоуст дал превосходное правило следующее: «ешь столько, чтоб утолить голод» (Беседа 24 на посл. к Римляном). Другой святой наставник сказал: «ничего не должно есть по похотению, но ешь, что имеешь, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу» (Руководство к духовной жизни Варсануфия).
Говоря о столе, Святые со всею силою старались заметить, что людям мірским должно употреблять весьма не много, а монахам, вдовам и вдовицам лучше совершенно не употреблять пищи питательной, горячительной, неудобоваримой, вкусной и сладкой; — вкусной и сладкой потому, что ею весьма удобно пресыщаемся; а питательной, горячительной и неудобоваримой потому, что особенно она возбуждает худые склонности нашей плоти, и что при ней почти не возможно обуздать и истребить их (Лествица гл. 14).
Впрочем пища для тела необходима. В необходимой пище не должно отказывать телу. Не должно, с одной стороны для того, чтоб удовлетворить естественному требованию природы, чтобы поддержать нужное здоровье и телесные силы, необходимые для удовлетворения разным телесным и душевным нуждам; а с другой — для того, чтобы, при недостатке необходимой телу пищи, нам самим не возбудить против себя врага, который без того, может быть, и не подумал бы быть нашим врагом (Лествица гл. 14).
За обедом, особливо за ужином, никогда не употребляй пищи неумеренно или до пресыщения. Наша пища есть дар Божий; а все дары Божии, как Божии, должны быть принимаемы благоговейно, благочинно, со страхом Божиим (Руководство к духовной жизни Варсануфия), и употребляемы только с тою целию, для которой даются. Наша пища дается нам не для пресыщения, а для насыщения.

Чревоугодие

Чревоугодие

Пресыщение весьма вредно для нашего тела; потому что разстройство желудка, порча крови, разные телесные болезни и преждевременная смерть самою наибольшею частию бывают следствием пресыщения или невоздержания. В этом удостоверяют нас и врачи, и опыт и Дух Божий. Во мнозех брашнах недуг будет… пресыщением мнози умроша, говорит Премудрый (Сир. 37:33-34).
Пресыщение весьма вредно для души. Кто пресыщяется пищею или питием, тот не способен к духовным упражнениям, тот не может ни молиться, ни размышлять о чем-либо Божественном. Потому что пресыщение вводит человека в леность, сонливость, праздность, пустословие, смехотворство, в целую бездну нечистых мыслей и пожеланий. А для воспаления гнева и сладострастия оно очень часто то же, что масло для огня. Вообще кто пресыщается, у того нет истинного Бога; у того Бог — его плоть и ее прихоти; а посему кто пресыщается, тот способен нарушать, и, как скоро хочет и может, действительно нарушает даже самые святые обязанности; тот готов делать, и, как скоро хочет и может, действительно делает самые гнусные дела (Василия В. Беседа 1-я о посте). Кто сколько-нибудь наблюдал за собою и за ближайшими к себе, для того в сем отношении не нужны доказательства.
Во время обеда и ужина никогда не говори чего-нибудь греховного. Потому что оскорблять Бога в то самое время, когда вкушаешь дары Его, и когда особенно должно чувствовать и оказывать благодарность Богу, есть неблагодарность самая гнусная. Но, к несчастию, во время обеда и ужина многие ведут разговоры весьма богопротивные: порочат, осуждают, осмеивают друг друга, особливо отсутствующих ближних, употребляют соблазнительные шутки, предаются смехотворству, неуважительно говорят о Вере, о разных священных, относящихся к ней, предметах, и т.п. — Такое поведение за обедом и ужином — крайняя неблагодарность Господу Богу. Всевозможно берегись его!

трапеза 2Во время обеда и ужина всегда должно разсказывать или слушать что-нибудь назидательное: из Истории Священной, из жизни Святых, из Истории Естественной, обнаруживающей Божию премудрость и благость, из духовных поучений, и т.п. Как за столом от пищи человек несколько тяжелеет и забывается; то, дабы удержать себя во время стола в духе богоугодном, недоступном ни для чего порочного, истинные Христиане преимущественно старались во время стола живее вспоминать свою смерть и страшный суд. Поелику на стол, как не редко может случаться, подается пища не хорошо приготовленная; то Святые, для удержания себя в таком случае от неудовольствия, обыкновенно тотчас представляли себе, что все мы, по нашим грехам и по нашему непрестанному оскорблению Бога, недостойны не только сей предлагаемой, но даже и свиной пищи. А за сим употребляли некоторую часть предложенной пищи, так как-бы она была приготовлена, как должно.
Кто так употребляет свой обед и ужин, какой случится, т.е. умеренно и с благодарностию Господу Богу, тот поступает, как требует долг, праведно и богоугодно. У того в дому, может быть, не будет избытка, но уже никогда не будет совершенной нищеты. Святой Пророк говорит: юнейший бых и состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Напротив праведник не редко бывает еще в таком положении, что весь день милует и взаим дает (Пс. 36:25-26), т.е. всякий день подкрепляет и снабжает чем-нибудь неимущих.
Итак у кого из нас нет насущного хлеба, кто должен ходить и ходит по міру; тот смотри за собою внимательно и безпристрастно: молится ли он Господу Богу пред своим обедом и ужином о насущном хлебе? Трудится ли о насущном хлебе? Кто или не молится Господу Богу, или не трудится, тому не должно дивиться, ежели у него нет насущного хлеба; тот жнет, что посеял. Аще кто не хощет делати, ниже да яст, говорить св. Апостол (2 Сол. 3:10).

Просмотрено (56)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *