День святой жизни

митрополит Григорий Постников

митрополит Григорий Постников

Дорогие читатели! Мы продолжаем печатать главы из книги «День святой жизни» митрополита Григория (Постникова). Эта книга будет размещена в разделе «Библиотека». Напоминаем, что книга эта — большая редкость, набрана вручную с раритетного библиотечного издания «Православного собеседника » 1897 года. Итак, Глава первая.  Как вести себя по утру?

Поутру веди себя следующим образом:

1. Проснувшись, прежде всего старайся обратить свои мысли к Господу Богу. Обращение наших мыслей к Господу Богу должно быть самым естественным нашим делом даже и во всякое иное время дня; потому что совершенно нет никого, кто мог бы быть для нас так необходим, так любезен и безценен, как Бог. Ибо совершенно все, что мы имеем и что когда-нибудь прежде имели, не исключая и нас самих, у нас есть дар Божий. Но тот, кто для нас всего необходимее, всего безценнее, особливо всего любезнее, поутру обыкновенно всегда приходит нам на мысль прежде всего. Как скоро поутру просыпаемся, просыпается с нами и мысль о том, кто или что для нас всего нужнее и любезнее. Это всегда так бывает естественно. Поэтому всегда же естественно прежде всего наша мысль должна обращаться к Господу Богу с каким-нибудь воззванием; напр. «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Всемилостивый!» и т.п. Мы были бы недостойны имени христианина, если бы, пробуждаясь от сна, открывали глаза только телесные, а не и духовные, и думали прежде о земле и о земном, а не о Господе Боге.

2. Ежели время, в которое ты проснулся, есть то время, в которое или около которого тебе должно встать; то без всякого замедления, делая на себе крестное знамение, говори: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». А потом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

3. За сим ни мало не медля, или в тоже время, вставай с постели. Немедленное вставание поутру с постели для нашей плоти часто бывает весьма неприятно, потому что наша плоть, как ленивый раб, всегда больше любит лежать и спать, или сластолюбствовать и оставаться в праздности. Непременно тотчас преодолей свою плоть всякое утро! Это преодоление плоти пусть будет твоею первою жертвою Господу Богу. Немедленное вставание поутру, не говоря ни о чем ином, весьма полезно для души и потому, что когда мы проснувшись долго лежим в постели; то в это время весьма удобно, как уже давно заметили все внимательные к себе люди, возникают в нашем теле нечистые расположения, а в нашей душе — нечистые мысли и желания, которые потом, во время дня, легко ввергают неосторожных в тяжкие грехи и в величайшую опасность потерять спасение. Но кто поутру преодолевает себя мужественно, тот во время дня и вечером довольно удобно преодолевает случающиеся с собою искушения, даже весьма трудные. Впрочем ежели ты сколько нибудь наблюдал за собою, то знаешь все это сам.

4. Вставши с постели, немедленно умойся, а умывшись, немедленно же оденься так, как должно быть одетым человеку степенному. Поутру немедленно так нам надобно одеваться, хотя бы и никого из людей с нами не было; ибо, во-первых, мы никогда не бываем совершенно одни, но всегда и везде бывают с нами наш Ангел-хранитель и Господь Бог. Наш Ангел-хранитель, если мы сами не удаляем его от себя, всегда бывает с нами; а Господь Бог совершенно всегда и везде бывает с нами по самому Своему существу, как вездесущий. Св. Апостол удостоверяет, что без Господа Бога мы сами собою не могли бы даже дохнуть, взглянуть, двигнуть пальцем. О Нем живем и движемся, и есмы, говорит он (Деян. 17:28). Во-вторых, потому что, проснувшись, нам тотчас должно стать пред Господом Богом с молитвою; а мы, прилично не одевшись, никогда не смеем явиться к какому-нибудь даже земному не большому нашему начальнику. Наконец, в-третьих, потому, что, тотчас после сна прилично одевшись, ты сбережешь себя от двух опасностей, которым в наше время, к несчастью, очень часто подвергаются весьма многие люди, именно: от опасности подать другим соблазн своею полу-наготою, и от опасности заразиться духом безстыдства. Ах, друже! Кто безстыден даже поутру, от того чего ждать в полдень и вечером!

5. Умывшись и одевшись, стань пред святыми Иконами и совершай утренние молитвы, какие и в каком порядке установила истолковательница и хранительница пути ко спасению, св. Церковь. Чтобы тебе молиться безпрепятственно (особливо ежели не умеешь читать), выучи наизусть, по крайней мере, начальные утренние молитвы. — Трудно ли это? И как не знать наизусть даже Господней молитвы, т.е. Молитвы: Отче наш, иже еси на небесех! Выучи! Это самая главная молитва и весьма спасительная на всякой случай.

6. Впрочем как молитвы, выученные наизусть или читаемые по книге, иногда, по давнишней их известности, произносятся молящимися без должного внимания к тому, что в них содержится, и посему тогда они в самом деле не молятся, а только мечтают, что молятся: то временами можно молиться и независимо от молитв, приготовленных и назначенных св. Церковью (свт. Василий Великий). Но когда будешь молиться независимо от церковных молитв, непременно внимательно наблюдай следующее:

а) Благодари Господа Бога за то, что Он в прошедшую ночь сохранил твою жизнь, и снова дает тебе время для покаяния и исправления; потому что всякий новый день для нас есть новое, ни мало незаслуженное благодеяние Божие. Ибо никакой новый день после ночи не может следовать для нас непременно. Весьма многие люди, с вечера спокойно предавшись сну, проснулись, по разным причинам, уже не в сей, а в другой жизни — в вечности! — Трудно ли человеку потерять жизнь? Иногда даже неважный испуг может подвергнуть нас смерти. Никакая ночь не проходит без того, чтобы в продолжение ее не умерли многие люди. Какое мы имеем преимущество перед умершими в прошедшую ночь? Не могли ли умереть и мы? — Могли весьма удобно! Но кто сохранил нас от смерти, как не Бог Всеблагий и Всемилостивый, непрестанно ожидающий нашего покаяния и исправления? Он сохранил нас и даровал нам новый день, чтоб мы могли спасти и спасли свою душу. Можно ли же нам не благодарить Господа Бога? — Всякое утро всею душею благодари Его, напр. так: «Господи Боже и Царь мой! Благодарю Тебя, что Ты в прошедшую ночь сохранил мою жизнь, и снова даровал мне время для покаяния и исправления! Весьма многие люди в прошедшую ночь, по разным причинам, лишились земной жизни. Начинающийся день не есть необходимый день моей жизни. Он начинается только потому, что Ты даришь мне его по Твоей несказанной милости. Весьма легко и я мог умереть в прошедшую ночь. Но Ты, Всеблагий, сохранил меня и даровал мне новый день, чтоб я старался спасти и спас мою душу. Всею душею благодарю Тебя, Всемилостивый!»

б) Благодари Господа Бога за другие, полученные и получаемые тобою от Него, благодеяния. Благодари, что Он создал тебя, сохраняет тебя, искупил тебя, ввел тебя в истинную Веру, а в истинной Вере снабдил и снабжает тебя всеми средствами ко спасению. Все эти благодеяния крайне велики и достойны непрестанной, глубочайшей нашей благодарности. Чувствовал ли бы ты радость жизни, если бы Господь Бот не создал тебя? Был ли бы ты теперь жив, если бы Он не сохранял твоей жизни? Что было бы с нами, если б Он не искупил нас! Как были б мы худы, если б Он не ввел нас в истинную Веру, а в истинной Вере не снабдил нас всеми средствами ко спасению! И теперь, при истинной Вере, при всех средствах ко спасению, мы очень худы. Как худы были б мы без истинной Веры! Всею душею и непрестанно благодари Господа Бога, напр. Так: «Господи Боже, Отче и Царь мой! Благодарю Тебя, что Ты создал меня, сохраняешь меня, призвал меня к истинной Вере, а в истинной Вере, снабдил и снабжаешь меня всеми средствами ко спасению. Чувствовал ли бы я радость жизни, если б Ты не создал меня! Был ли бы я жив, если бы Ты не сохранял моей жизни? Что было бы со мною, если бы Ты не искупил меня? Как был бы я худ, если бы Ты не ввел меня в истинную Веру, а в истинной Вере не снабдил меня всеми средствами ко спасению? Всею душею благодарю Тебя, Всеблагий и Всемилостивый!»

в) Благодари Господа Бога за то, что Он, снабдив тебя всеми средствами ко спасению, еще непрестанно располагает тебя пользоваться теми средствами, и, не смотря на твою частую непокорность Ему, не смотря на твои частые огорчения Ему, не смотря на все твое упрямство, не казнит тебя и не лишает тебя великого дара Своего — жизни, но продолжает призывать и разными мерами побуждать ко спасению. Ах, как давно наше тело и душа горели бы в вечном огне ада, если бы Господь Бог не был так крайне милостив к нам и долготерпелив! Всею душею благодари Господа.

г) Благодари Господа Бога за то, что Он в прошедшую ночь благоволил укрепить твои телесные силы, и даровал тебе возможность снова заниматься нужными и полезными житейскими делами. — Как многие люди, по разным немощам, не могут приобретать себе дневного пропитания! Как многие, по разным болезням, не могут своими силами делать самых нужных движений, и непрестанно служат в тягость другим и самим себе! — От всего сердца благодари Господа Бога за укрепление твоих телесных сил. После сего

д) Всею душею молись, чтобы Господь Бог простил тебе твои безчисленные грехи: самым ли делом они сделаны, намерением ли, желанием ли, или даже только мыслию. Никогда не опускай этой молитвы: ты всегда весьма грешен пред Господом Богом. В этом отношении не должно обольщать себя ни одному человеку. Много согрешаем все, Духом Божиим говорит св. Апостол (Иак. 5:2). И: аще речем, яко греха не имамы себе прельщаем и истины несть в нас, тем же Духом говорит другой св. Апостол (1 Иоан. 1:8). (Свт. Василий Великий говорит: «Со, смиренномудрием говори: я недостоин, Господи, говорить пред Тобою; ибо я весьма грешен. Так надобно говорить тебе, хотя бы ты в не сознавал за собою ничего худого. Ибо никто не безгрешен, кроме единого Бога. А мы, согрешая во многом, большей части грехов не примечаем за собою. Потому Апостол говорит: Ибо (хотя) я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь (1 Кор. 4:4), т.е. грешу много и не примечаю сего».)

е) Молись, чтобы Господь Бог даровал тебе твердую, неизменяемую волю с наступающего дня постоянно и вполне принадлежать Ему, нашему непрестанному Благодетелю, т.е. всегда самым важным делом почитать исполнение Его воли, и непрестанно стараться жить не иначе, как согласно с Его святою волею; а посему всеусердно и более всего стараться познавать Его святую волю, которая в отношении к нам, главным образом, всегда есть одна: святость наша (1 Сол. 4:5), и спасение нашей душе (1 Сол. 5:9).

7. Чтобы тебе надежнее сохраниться в продолжение наступающего дня от всякого греха, старайся еще поутру осмотреть все, что может случиться с тобою в продолжение наступающего дня. Старайся осмотреть: «Что ты будешь делать? С кем будешь вместе? Какие, когда и где могут встретиться с тобою случаи ко греху? Какие, когда и где могут встретиться случаи к добру? Не может ли быть с тобою каких-либо искушений, например: от твоего тщеславия, от твоей гордости, от твоего гнева, и пр.?» Осмотрев таким образом все, тотчас старайся основательно обдумать, как тебе удобнее и вернее провести весь день без греха: как безпорочно обойтись с таким-то человеком; как хорошо воспользоваться такими-то случаями к добру; как избежать таких-то случаев и искушений ко греху, или, ежели нет возможности избежать их, как безвредно удержать себя при сих случаях и искушениях. Например: ежели видишь, что тебе должно будет находиться вместе и заниматься чем-нибудь с человеком вспыльчивым; то уже на перед старайся придумать вести себя при нем так кротко и вежливо, чтобы отнюдь не встревожить его гнева, но остаться с ним в мире.

Без такого предварительного вооружения против греха, нельзя, по крайней мере весьма трудно, сберечься от греха и неизменно последовать учению Господа. Кто всякое утро не принимает твердого намерения и старания сохранятся от греха в наступающий день, тот никогда старательно не хранится от греха, и мало помалу, наконец, может оставить не только старательность, но самое желание в даже мысль об обязанности хранить себя от греха. Ежели светильни (фитиль) в лампаде всякий день не поправляют, и в лампаду не подливают масла; то она не может гореть постоянно, и скоро погаснет. Друже! не забудь этого, всякое утро весьма нужного, вооружения против греха. Когда будешь действительно стараться сохранить себя от всякого греха и прилепляться к жизни богоугодной,святой; тогда скоро сам ясно увидишь великую нужду и благотворность сего вооружения.

8. Чтобы тебе еще удобнее и надежнее провождать жизнь святую, молись Господу Богу, чтоб Он благоволил даровать тебе непрестанную память и ревность избегать случаев ко греху, а особливо к тому греху, к которому ты всего больше склонен по своей природе или привычке. Потому что такой грех сильно побуждает всякого из нас удовлетворять его требованию, и все из нас вполне еще не преданные Богу, обыкновенно удовлетворяют ему так охотно, что, когда случаются препятствия удовлетворить ему, всеми силами стараются удалить те препятствия и открыть себе свободу удовлетворять тому греху безпрепятственно, и, сколько возможно, всегда. Весьма трудно человеку охраниться от такого греха, и исконный наш враг ни с которой стороны так часто, так нагло и самонадеянно не нападает на нас, как со стороны нашего любимого, привычного греха. Всею душею молись!

9. Так осмотревши и обдумавши все нужное к охранению от греха и удержанию себя в богоугодной жизни, снова молись в своем сердце Господу Богу, чтоб Он укрепил твою волю, твои силы и не попустил тебе ослабеть, как ты весьма часто ослабевал прежде. Без такой, теми или другими словами выраженной, молитвы ни в какой день не принимайся ни за какое дело ни по какой причине, кроме разве причины совершенно не зависящей от тебя. Как приниматься за какое нибудь дело без благословения Божия! Без Божия благословения непрочны и напрасны все ваши труды. А Божие благословение, как и всякий дар Божий, получается только молитвою (Иак. 1:17). Правда, Господь Бог, по Своей безконечной благости, часто дает успех в делах людям и не молящимся, даже нечестивым, но ты не смотри на то; а когда это придет тебе на ум, то тотчас вспомни о страшной участи упомянутого в Евангелии богача, который любил веселиться на всяк день светло (Лук. 16:19-32). Он имел в своей жизни успех во всем, никогда не чувствовал ни малого недостатка, имел все способы к удовлетворению своих чувственных страстей, и всегда всем им удовлетворял вполне. Но эта жизнь, по смерти, проводила его в адские муки. Когда же он, ужасно мучась в пламени, горько умолял Авраама об облегчении своих мучений, тогда ему было отказано, и отказ заключался в таких словах, которые у всех счастливцев ceгo міра должны быть в самой живой памяти всякую минуту. Отказ был следующий: чадо! Помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, ныне же зде страждеши (Лук. 16:25).

10. Особенно утром должно заниматься такою молитвою. Утром должно принимать такое намерение и делать такую предусмотрительность. Ибо никакое иное время так не удобно для молитвы и для всех добрых начинаний, как время утреннее; потому что человек ни в какое иное время так не способен к молитве, ни к начинанию дел, ни к размышлению, как утром. Утром его мысли гораздо развязнее (свободней), его сердце чище, и он гораздо удобнее может владеть собою, нежели в другое время. Утром житейские потребности еще не сильно безпокоят вас, страсти еще спят, и сама окружающая нас природа побуждает к тишине и размышлению. По миновании утра страсти просыпаются, пробуждаются житейские нужды и заботы, человек принимается за работу, и трудится как раб, которому непременно должно снедать свой хлеб в поте лица. Друже! Утро, утро проводи в молитве и в святом направлении своей души Дорожи утром всякого дня! Будь умен; а поведение умного так описывает Дух Божий: сердце свое вдаст утреневати ко Господу, сотворшему его, и пред Вышним помолится (Сир. 39:6).

11. После таковой молитвы сядь, в, в благоговении к Господу Богу, неспешно и основательно обмысли: как тебе в продолжение наступающего дня должно вести себя в отношении к Господу Богу, к ближним и к твоему особенному состоянию на сем свете. Ежели же в какое-либо утро что-нибудь тебе препятствует в таком размышлении; то уже непременно так поступай всякое утро в воскресные и праздничные дни: в эти дни ничто не может и не должно быть для тебя препятствием. Наша плоть, поврежденная грехом прародительским, в большой связи с нашим исконным врагом — диаволом, и вместе с ним непрестанно старается истребить из нашей памяти наши христианские обязанности, а в место их поставить разные правила міра, и, к нашему несчастию, весьма часто и очень легко успевает. Ты не слушай этих, крайне зловредных учителей, и всевозможно старайся, всякое утро, напоминать себе свои обязанности,как они возложены на тебя Господом Богом, и снова принимать намерение точнее и усерднее исполнять их.

Просмотрено (288)

Один комментарий к “День святой жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *