rebenok-spit-5-«После обеда, без сомнения, нужен отдых. Потому что ни телесные, ни душевные наши силы не могут быть в непрестанном напряжении: и те и другие имеют нужду в отдыхе. Но отдых всегда употребляй как лекарство»

О том, как вести себя после обеда — следующая глава из книги митрополита Григория (Постникова) «Православный Собеседникъ»

Как вести себя во время отдыха после обеда

 

После обеда, без сомнения, нужен отдых. Потому что ни телесные, ни душевные наши силы не могут быть в непрестанном напряжении: и те и другие имеют нужду в отдыхе. Но отдых всегда употребляй как лекарство. Частое, особливо безпрестанное, употребление лекарства вредно для тела: частое бездействие вредно для души. Враг нашего спасения ничем так надежно не пользуется для нашей погибели, как нашим бездействием, нашею праздностью. Чего дурного не приходит на ум людям праздным! Мнозей злобе научила праздность, сказал Премудрый (Сир. 33:28). В сем отношении великий Варсануфий сказал: «мерзок пред Господом покой телесный» (Руководство к духовной жизни Варсануфия).

Поэтому для отдыха никогда не должно употреблять много времени. Немного отдохнув, всякому должно думать: «какой отдых в здешней жизни! Св. Дух говорит: да почиют от трудов своих, не нам, пользующимся здоровьем и жизнию, а умирающим о Господе (Апок. 14:13). Действительный отдых для нас будет в жизни будущей!» Не за отдых, не за бездействие назначено и дается нам небесное блаженство, а за труды. Кийждо свою мзду приимет по своему труду, говорит св. Апостол (1 Кор. 3:8). Весьма дурен был тот человек, который в настоящей жизни сказал самому себе почивай (Лук. 12:19). После этого слова, он весьма естественно принужден был, по требованию своих страстей, сказать и сказал еще следующее; яждь, пий, веселися (Лук. 12:19)! Такого рода людям Господь в будущей жизни не даст участия в своем блаженстве и ни малейшей отрады, а скажет, как Авраам сказал безумному богачу: помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем (Лук. 16:25). Так должно думать всем пообедавшим, и — не много отдохнувши, снова приниматься за дело.

Времени отдыха отнюдь не употребляй, как поступают многие глупые, на какие-нибудь удовольствия, или на какие-нибудь порочные или безполезные игры, напр. на игру в карты, в орлянку, и т. п. Об удовольствиях св. Василий Великий вообще говорит: «Удовольствие — диавольская уда, влекущая в пагубу. Удовольствие — матерь греха. Удовольствие — пища вечного червя» (Твор. Василия В. Часть 4, стр. 234. изд. 1846.), и т. п. Игры вообще приучают к праздности, к лени и к весьма многим другим дурным порокам. При играх весьма часто, и как-бы неизбежно, зложелательствуют, лгут, обманывают, досадуют, сердятся, злятся, колют друг друга язвительными словами, без всякой нужды божатся, не редко входят в непримиримую вражду, бесполезно тратят свое имущество, и во всяком случае напрасно губят безценное время.

Чтобы во время нужного отдыха не вошли в твою голову какие-нибудь богопротивные мысли, а в твое сердце богопротивные желания, старайся питать себя, смотря по состоянию твоей души, разными духовными размышлениями, а особливо сердечными воззваниями к Господу Богу, например:

«Господи! Как велика Твоя премудрость и благость! Всякий день питаешь Ты неизчетное множество живых созданий на земле: людей, птиц, скота, зверей, насекомых, — и все они сыты, никто не умирает с голоду!» Или:

«Как были бы на земле все довольны, если бы истребить на ней зависть, скупость, самолюбие и недоброжелательство!» Или:

«Боже всемилостивый! не лиши меня на небесах покоя, которым наслаждаются Твои возлюбленные, — покоя, который истинно успокаивает от всех утомительных трудов, и которому уже не будет конца», и т. п.

Такие размышления и воззвания несравненно скорее возстанавливают наши телесные силы, нежели все другие способы возстановления сил. А кроме сего такие размышления и воззвания чрезвычайно укрепляют душу в добре.

 

Просмотрено (13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *