ЗАПУСТЕНИЕ
В защиту святыни
Есть в Крыму, в Бахчисарайском районе, над селом Малосадовым у подножия скального выступа Ай-Тодор древний христианский православный монастырь святого великомученика Феодора Стратилата. Настоятелем монастыря является замечательный человек ― отец Даниил (в миру Лавров). Около 10 лет меня связывает с ним крепкая дружба, а сам монастырь мне стал родным домом. Я помню время, когда в пустых кельях, вырубленных в скалах в эпоху раннего Средневековья, собирались хиппи, панки, сатанисты, осквернявшие это святое, веками намоленное место свои присутствием и похабными надписями, и никому до этого не было дела.
Но в 2002 году сюда пришел отец Даниил со своими служителями и стал восстанавливать монастырь практически с нуля. Тогда я с ним и познакомился. Помню, как поразил меня взгляд его ясных глаз, которые буквально излучали доброту и мудрость. В этом человеке оказалось столько веры и обаяния, что к нему потянулись очень много людей. Монастырь стал очень почитаемым и посещаемым местом. Появились прихожане, паломники, туристы, но главное, на мой взгляд, что по примеру древнерусских монастырей, эта обитель стала одним из центов культуры и просвещения, а возрожденный древний храм, высеченный в скале стал не только местом православного служения, но и своего рода учебной аудиторией, в которой авторитетные ученые читали лекции по истории христианства в Крыму, по истории народов Крыма, истории открытия и изучения археологических памятников. Мною, в частности, была разработана авторская экскурсия , общая концепция которой принадлежит известному писателю, мастеру спорту международного класса по альпинизму, десятикратному чемпиону Украины и РоссииВладлену Петровичу Гончарову (творческий псевдоним ― Авинда).
Настоятель монастыря отец Даниил способствует не только просветительской деятельности, но и научным исследованиям. Он давал консультации по истории монастыря к.ф.н. Царегородцевой С.С., занимающейся историей православной культуры, содействовал научным изысканием к.и.н., старшего научного сотрудника Санкт-Петербурского историко-краеведческого музея Ю.Ю. Шевченко.
За прошедшие годы тысячи людей побывали на авторских экскурсиях в монастыре, послушали лекции ученых, а десятки тысяч побывали на службах в обители и послушали его глубокие проповеди, ныне изданные отдельной книгой, пользующейся большой популярностью. Проповеди отца Даниила, история монастыря выложены на сайте обители: www.feodor.prihod.ru
Теперь уместно обратиться к истории монастыря. Согласно наиболее распространенной версии, он был основан после 726 года н.э. О.И. Добровский, А.Г. Герцен и многие другие авторитетные археологи относят его основание к периоду иконоборчества, в VIII веке н.э. в столице Византийской империи, в городе Константинополе (ныне Стамбул) произошла ожесточенная борьба за власть между двумя религиозно-политическими группировками иконоборцами и иконопочитателями. Победили иконоборцы. В 726 году н.э. Византийский император Лев III Исавр, основатель Исаврийской династии, издал указ, запрещающий поклонение иконам в Византии. Император ссылался на Библию, где сказано «не сотвори себе кумира и никакого изображения его», в том смысле, что Бога изображать нельзя, и любое поклонение изображенному Божеству ― страшный грех, идолопоклонство. Однако, подлинная причина иконоборчества была иная. Христианская церковь в Византии к VIII веку н.э. стала настолько богатой и могущественной, что начала угрожать светской императорской власти. Чтобы обуздать церковь, Исаврийские императоры подчинили ее государству, а богатства и земли церкви конфисковали в пользу императорской казны. Однако, если при Льве III иконопочитателей еще открыто не преследовали, то при следующем императоре, Константине V Компрониме (Навознике) против них был развязан кровавый террор. Это заставило многих греков-иконопочитателей бежать в отдаленную заморскую провинцию Византии, фему Дори, где в труднодоступных местах первой и второй гряды Крымских гор они и основали пещерные монастыри, построили крепости, в том числе и монастырь Чилтер коба.
Другую версию появления обители выдвинул д.и.н., профессор МГУ В.И. Возгрин в основательной монографии «Исторические судьбы крымских татар». По его мнению, пещерные города Крыма были основаны остготами, владевшими полуостровом в 3 веке н.э. для защиты владений от внешних врагов. Возможно, что готы, которые стали принимать христианство, и основали данный монастырь, который в случае боевых действий становился неприступным укреплением. Греки-иконопочитатели появились позже и ассимилировались с готским населением.
Третью версию выдвинул два года назад к.и.н. Ю.Ю. Шевченко. Ему удалось найти в древнем храме монастыря Чилтер коба остатки алтарной части и черепицы, которые он датирует II — III вв н.э. Основываясь на этих находках, ученый предложил оригинальную гипотезу, что монастырь был основан еще ранними хритистианами в начале нашей эры, то есть ему уже две тысячи лет.
Каким же образом ранние христианине появились в Крыму? Христианство, как известно, зародилось в Иудее в начале нашей эры, а затем стало распространяться по всей Римской Империи. Христиане были самые законопослушные граждане этого государства. Они никогда не поднимали мятежей и восстаний против власти, исполняли все законы, исправно платили налоги. Дай бог каждому правителю иметь таких подданных. В посланиях апостола Павла к христианским общинам говорилось: «Раб да убоится господина своего», «Рабы, повинуйтесь господам своим», «Чтите царя»; и христиане свято соблюдали эти заповеди. Но в тоже время они в отличие от представителей других религий Древнего Рима отказывались признавать римских императоров богами и воздавать им божеские почести, утверждая, что Бог ― один, Иисус Христос. А император божией милостию правитель, но не Бог. Из-за этого христиане попадали под самый жестокий закон Римской империи ― закон об оскорблении величия римского императора. По этому закону христиан распинали на крестах как государственных преступников, заставляли сражаться в римских амфитеатрах в качестве гладиаторов на потеху черни, требующей хлеба и зрелищ. Их травили тиграми, львами, медведями, волками, псами для развлечения этой толпы. Но не всех христиан казнили и убивали. Некоторых из них ссылали на окраины империи на работы в каменоломни в качестве рабов, так сказать, на перевоспитание. Одним из мест ссылки ранних христиан стал город Херсонес в Крыму, располагавшийся на территории современного Севастополя, бывшая древнегреческая колония, попавшая в начале нашей эры под контроль Рима. Христиане работали в каменоломнях Херсонеса, точнее Инкермана. Многие из них погибали от невыносимых условий труда, других казнили за непрекращение проповедей христианства, а некоторым удавалось бежать из неволи в горно-лесной Крым. Местные жители: тавры, скифы, а затем пришедшие сюда в III веке нашей эры остготы были еще язычниками, но в отличие от римлян, у них не было закона, подобного римскому об оскорблении величия императора, и они давали римским христианам, выражаясь современным языком, политическое убежище. А затем некоторые из местных жителей сами принимали христианскую веру. По мнению Ю.Ю. Шевченко, из числа римских христиан, бежавших из каменоломен Херсонеса, и местных жителей, принявших от них христианскую веру, и сформировались древнейшие христианские общины Крыма. В результате чего Крым стал одним из центров распространения христианства по всему миру. Исследования Ю.Ю. Шевченко подтверждают, что на территории монастыря Чилтер коба еще в самом начале нашей эры существовала раннехристианская община, а в пещерном храме христиане молились Богу. Монахи-иконопочитатели появились здесь позже, при Исаврийской династии. В 843 году нашей эры Византийский император Феофил восстановил иконопочитание, монастырь стал официально действующим и стал находиться под патронажем Византийской империи, а с 13 века ― православного княжества Феодоро, то есть с древних времен он был еще и православным. В 1475 году Крым захватывают турки, и на долгие века эта святыня прекращает свое существование.
После длительного периода забвения около 10 лет назад монастырь был возрожден усилиями настоятеля отца Даниила и братии, которая пришла с ним в это святое место. Монастырь благоустраивается. Тысячи людей тянутся к нему. Многие приезжают из различных уголков Украины и других государств, чтобы поклониться святыне, встретиться с настоятелем, получить его благословение, совет…
Однако со временем стали появляться корыстолюбивые люди, которые пытались брать деньги на тропе за проход к монастырю, обогащаясь за его счет. Отец Даниил не пошел ни на какие уговоры, срывал планы любителям наживы и стал мешать им обогащаться за счет прихожан. А недавно в СМИ стали появляться статьи о том, что пещерным монастырям угрожает недобрая участь: монахов выселят, монастыри «очистят» и подготовят для проведения экскурсий.
В связи с этим я открыто обращаюсь к общественности ― НЕ ДОПУСТИТЬ ЗАКРЫТИЯ МОНАСТЫРЯ, НЕ ОТДАТЬ СВЯТЫНЮ НА ПОРУГАНИЕ КОРЫСТОЛЮБЦАМ, у которых нет ничего святого.
ВСЕМ МИРОМ ПОСТАВИТЬ ЗАСЛОН НЕГОДЯЯМ, КТОРЫЕ СВОИМИ ДЕЙСТВИМИ НАНОСЯТ СТРАШНЫЙ ВРЕД, дестабилизируют обстановку в Бахчисарайской районе и во всем Крыму.
Кандидат исторических наук,
член Союза русских, украинских
и белорусских писателей
международного сообщества
писательских союзов,
Потехин Д.В.
________________________________________________
В крымских СМИ прокатилась новая волна «Выселения монахов». Вот, почитайте….. Монахов, которые незаконно заняли пещерные монастыри Шулдан, Челтер-Мармара и Челтер-Коба, постепенно переселят в другие монастырские подворья. Об этом 15 минутам рассказал Валерий Науменко, директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника, в состав которого входят эти памятники.
Напомним, крымские археологи возмущены тем, как братия монастырей Шулдан и Челтер-Мармара использует памятники культуры: установлены так называемые «евроокна» и металлочерепица, а подсобное хозяйство монахи ведут на культурном слое.
Валерий Науменко подчеркнул, что сейчас не следует нагнетать обстановку вокруг данных памятников.
Он рассказал, что заселение пещерных монастырей началось в 2002-2003 году. Некоторые проживающие там монахи подчиняются Симферопольской и Крымской епархии, некоторые – не подчиняются никому вообще.
Валерий Науменко подтвердил, что их присутствие там незаконно, и ведение хозяйства, строительство, которое осуществляют монахи, на территории памятников культуры национального значения недопустимо.
По словам Науменко, долгое время на присутствие этих людей в пещерных монастырях никто не обращал внимания, и просьбы руководства заповедника разрешить этот вопрос «тонули нигде».
Валерий Науменко сообщил, что обратился к руководству Симферопольской и Крымской епархии. «Я нашел понимание и договорился с владыкой Лазарем, что мы постепенно начнем переселение этих монахов на специально подготовленные участки рядом с памятниками, где будет открыто монастырское подворье», — рассказал директор Бахчисарайского заповедника.
По его словам, после этого пещерные монастыри приведут в порядок и откроют для экскурсионного обслуживания. Науменко подчеркнул, что при этом туда будут приезжать паломнические группы, а по праздникам планируется проводить церковные службы.
Также необходимо разработать проект благоустройства территории, чтобы подать объекты посетителям «максимально приближенными к аутентичному состоянию».
Проблему заселения пещерных монастырей, уверен Валерий Науменко, нельзя ставить резко и категорично, «это вопрос постепенного и деликатного общения между заповедником, епархией и органами культурного наследия».
«Невозможно привезти к этим монастырям силовые структуры и заставить монахов удалиться. Это, кроме конфликта и шума, никого ничему не даст», — подчеркнул Валерий Науменко.
Он сообщил, что переселение может начаться уже в ближайшее время – весной следующего года. Для монахов из Челтер-Коба епархия уже нашла участок на окраине села Большое Садовое в километре от нынешнего монастыря. Подворье там сейчас создается.
Вопросы монастырей Шулдан и Челтер-Мармара представители заповедника уже обсуждали с властями Севастополя. Новое подворье для монахов планируют подыскать в ближайшее время.
«Хочется, чтобы это было все мирно и цивилизованно. Вопрос решен, но тут немножечко времени надо», — заключил Валерий Науменко.
Просмотрено (857)