«…Пещерные монастыри приведут в порядок и откроют для экскурсионного обслуживания…»

 

ЗАПУСТЕНИЕ

ЗАПУСТЕНИЕ

В защиту святыни

Есть в Крыму, в Бахчисарайском районе, над селом Малосадовым у подножия скального выступа Ай-Тодор древний христианский православный монастырь святого великомученика Феодора Стратилата. Настоятелем монастыря является замечательный человек ― отец Даниил (в миру Лавров). Около 10 лет меня связывает с ним крепкая дружба, а сам монастырь мне стал родным домом. Я помню время, когда в пустых кельях, вырубленных в скалах в эпоху раннего Средневековья, собирались хиппи, панки, сатанисты, осквернявшие это святое, веками намоленное место свои присутствием и похабными надписями, и никому до этого не было дела.

Но в 2002 году сюда пришел отец Даниил со своими служителями и стал восстанавливать монастырь практически с нуля. Тогда я с ним и познакомился. Помню, как поразил меня взгляд его ясных глаз, которые буквально излучали доброту и мудрость. В этом человеке оказалось столько веры и обаяния, что к нему потянулись очень много людей. Монастырь стал очень почитаемым и посещаемым местом. Появились прихожане, паломники, туристы, но главное, на мой взгляд, что по примеру древнерусских монастырей, эта обитель стала одним из центов культуры и просвещения, а возрожденный древний храм, высеченный в скале стал не только местом православного служения, но и своего рода учебной аудиторией, в которой авторитетные ученые читали лекции по истории христианства в Крыму, по истории народов Крыма, истории открытия и изучения археологических памятников. Мною, в частности, была разработана авторская экскурсия , общая концепция которой принадлежит известному писателю, мастеру спорту международного класса по альпинизму, десятикратному чемпиону Украины и РоссииВладлену Петровичу Гончарову (творческий псевдоним ― Авинда).

Настоятель монастыря отец Даниил способствует не только просветительской деятельности, но и научным исследованиям. Он давал консультации по истории монастыря к.ф.н. Царегородцевой С.С., занимающейся историей православной культуры, содействовал научным изысканием к.и.н., старшего научного сотрудника Санкт-Петербурского историко-краеведческого музея Ю.Ю. Шевченко.

За прошедшие годы тысячи людей побывали на авторских экскурсиях в монастыре, послушали лекции ученых, а десятки тысяч побывали на службах в обители и послушали его глубокие проповеди, ныне изданные отдельной книгой, пользующейся большой популярностью. Проповеди отца Даниила, история монастыря выложены на сайте обители: www.feodor.prihod.ru

Теперь уместно обратиться к истории монастыря. Согласно наиболее распространенной версии, он был основан после 726 года н.э. О.И. Добровский, А.Г. Герцен и многие другие авторитетные археологи относят его основание к периоду иконоборчества, в VIII веке н.э. в столице Византийской империи, в городе Константинополе (ныне Стамбул) произошла ожесточенная борьба за власть между двумя религиозно-политическими группировками иконоборцами и иконопочитателями. Победили иконоборцы. В 726 году н.э. Византийский император Лев III Исавр, основатель Исаврийской династии, издал указ, запрещающий поклонение иконам в Византии. Император ссылался на Библию, где сказано «не сотвори себе кумира и никакого изображения его», в том смысле, что Бога изображать нельзя, и любое поклонение изображенному Божеству ― страшный грех, идолопоклонство. Однако, подлинная причина иконоборчества была иная. Христианская церковь в Византии к VIII веку н.э. стала настолько богатой и могущественной, что начала угрожать светской императорской власти. Чтобы обуздать церковь, Исаврийские императоры подчинили ее государству, а богатства и земли церкви конфисковали в пользу императорской казны. Однако, если при Льве III иконопочитателей еще открыто не преследовали, то при следующем императоре, Константине V Компрониме (Навознике) против них был развязан кровавый террор. Это заставило многих греков-иконопочитателей бежать в отдаленную заморскую провинцию Византии, фему Дори, где в труднодоступных местах первой и второй гряды Крымских гор они и основали пещерные монастыри, построили крепости, в том числе и монастырь Чилтер коба.

Другую версию появления обители выдвинул д.и.н., профессор МГУ В.И. Возгрин в основательной монографии «Исторические судьбы крымских татар». По его мнению, пещерные города Крыма были основаны остготами, владевшими полуостровом в 3 веке н.э. для защиты владений от внешних врагов. Возможно, что готы, которые стали принимать христианство, и основали данный монастырь, который в случае боевых действий становился неприступным укреплением. Греки-иконопочитатели появились позже и ассимилировались с готским населением.

Третью версию выдвинул два года назад к.и.н. Ю.Ю. Шевченко. Ему удалось найти в древнем храме монастыря Чилтер коба остатки алтарной части и черепицы, которые он датирует II III вв н.э. Основываясь на этих находках, ученый предложил оригинальную гипотезу, что монастырь был основан еще ранними хритистианами в начале нашей эры, то есть ему уже две тысячи лет.

Каким же образом ранние христианине появились в Крыму? Христианство, как известно, зародилось в Иудее в начале нашей эры, а затем стало распространяться по всей Римской Империи. Христиане были самые законопослушные граждане этого государства. Они никогда не поднимали мятежей и восстаний против власти, исполняли все законы, исправно платили налоги. Дай бог каждому правителю иметь таких подданных. В посланиях апостола Павла к христианским общинам говорилось: «Раб да убоится господина своего», «Рабы, повинуйтесь господам своим», «Чтите царя»; и христиане свято соблюдали эти заповеди. Но в тоже время они в отличие от представителей других религий Древнего Рима отказывались признавать римских императоров богами и воздавать им божеские почести, утверждая, что Бог ― один, Иисус Христос. А император божией милостию правитель, но не Бог. Из-за этого христиане попадали под самый жестокий закон Римской империи ― закон об оскорблении величия римского императора. По этому закону христиан распинали на крестах как государственных преступников, заставляли сражаться в римских амфитеатрах в качестве гладиаторов на потеху черни, требующей хлеба и зрелищ. Их травили тиграми, львами, медведями, волками, псами для развлечения этой толпы. Но не всех христиан казнили и убивали. Некоторых из них ссылали на окраины империи на работы в каменоломни в качестве рабов, так сказать, на перевоспитание. Одним из мест ссылки ранних христиан стал город Херсонес в Крыму, располагавшийся на территории современного Севастополя, бывшая древнегреческая колония, попавшая в начале нашей эры под контроль Рима. Христиане работали в каменоломнях Херсонеса, точнее Инкермана. Многие из них погибали от невыносимых условий труда, других казнили за непрекращение проповедей христианства, а некоторым удавалось бежать из неволи в горно-лесной Крым. Местные жители: тавры, скифы, а затем пришедшие сюда в III веке нашей эры остготы были еще язычниками, но в отличие от римлян, у них не было закона, подобного римскому об оскорблении величия императора, и они давали римским христианам, выражаясь современным языком, политическое убежище. А затем некоторые из местных жителей сами принимали христианскую веру. По мнению Ю.Ю. Шевченко, из числа римских христиан, бежавших из каменоломен Херсонеса, и местных жителей, принявших от них христианскую веру, и сформировались древнейшие христианские общины Крыма. В результате чего Крым стал одним из центров распространения христианства по всему миру. Исследования Ю.Ю. Шевченко подтверждают, что на территории монастыря Чилтер коба еще в самом начале нашей эры существовала раннехристианская община, а в пещерном храме христиане молились Богу. Монахи-иконопочитатели появились здесь позже, при Исаврийской династии. В 843 году нашей эры Византийский император Феофил восстановил иконопочитание, монастырь стал официально действующим и стал находиться под патронажем Византийской империи, а с 13 века ― православного княжества Феодоро, то есть с древних времен он был еще и православным. В 1475 году Крым захватывают турки, и на долгие века эта святыня прекращает свое существование.

После длительного периода забвения около 10 лет назад монастырь был возрожден усилиями настоятеля отца Даниила и братии, которая пришла с ним в это святое место. Монастырь благоустраивается. Тысячи людей тянутся к нему. Многие приезжают из различных уголков Украины и других государств, чтобы поклониться святыне, встретиться с настоятелем, получить его благословение, совет…

Однако со временем стали появляться корыстолюбивые люди, которые пытались брать деньги на тропе за проход к монастырю, обогащаясь за его счет. Отец Даниил не пошел ни на какие уговоры, срывал планы любителям наживы и стал мешать им обогащаться за счет прихожан. А недавно в СМИ стали появляться статьи о том, что пещерным монастырям  угрожает недобрая участь: монахов выселят, монастыри «очистят» и подготовят для  проведения экскурсий.

В связи с этим я открыто обращаюсь к общественности ― НЕ ДОПУСТИТЬ ЗАКРЫТИЯ МОНАСТЫРЯ, НЕ ОТДАТЬ СВЯТЫНЮ НА ПОРУГАНИЕ КОРЫСТОЛЮБЦАМ, у которых нет ничего святого.

ВСЕМ МИРОМ ПОСТАВИТЬ ЗАСЛОН НЕГОДЯЯМ, КТОРЫЕ СВОИМИ ДЕЙСТВИМИ НАНОСЯТ СТРАШНЫЙ ВРЕД, дестабилизируют обстановку в Бахчисарайской районе и во всем Крыму.

Кандидат исторических наук,

член Союза русских, украинских

и белорусских писателей

международного сообщества

писательских союзов,

Потехин Д.В.

________________________________________________

В крымских СМИ прокатилась новая волна «Выселения монахов». Вот, почитайте….. Монахов, которые незаконно заняли пещерные монастыри Шулдан, Челтер-Мармара и Челтер-Коба, постепенно переселят в другие монастырские подворья. Об этом 15 минутам рассказал Валерий Науменко, директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника, в состав которого входят эти памятники.

Напомним, крымские археологи возмущены тем, как братия монастырей Шулдан и Челтер-Мармара использует памятники культуры: установлены так называемые «евроокна» и металлочерепица, а подсобное хозяйство монахи ведут на культурном слое.

Валерий Науменко подчеркнул, что сейчас не следует нагнетать обстановку вокруг данных памятников.

Он рассказал, что заселение пещерных монастырей началось в 2002-2003 году. Некоторые проживающие там монахи подчиняются Симферопольской и Крымской епархии, некоторые – не подчиняются никому вообще.

Валерий Науменко подтвердил, что их присутствие там незаконно, и ведение хозяйства, строительство, которое осуществляют монахи, на территории памятников культуры национального значения недопустимо.

По словам Науменко, долгое время на присутствие этих людей в пещерных монастырях никто не обращал внимания, и просьбы руководства заповедника разрешить этот вопрос «тонули нигде».

Валерий Науменко сообщил, что обратился к руководству Симферопольской и Крымской епархии. «Я нашел понимание и договорился с владыкой Лазарем, что мы постепенно начнем переселение этих монахов на специально подготовленные участки рядом с памятниками, где будет открыто монастырское подворье», — рассказал директор Бахчисарайского заповедника.

По его словам, после этого пещерные монастыри приведут в порядок и откроют для экскурсионного обслуживания. Науменко подчеркнул, что при этом туда будут приезжать паломнические группы, а по праздникам планируется проводить церковные службы.

Также необходимо разработать проект благоустройства территории, чтобы подать объекты посетителям «максимально приближенными к аутентичному состоянию».

Проблему заселения пещерных монастырей, уверен Валерий Науменко, нельзя ставить резко и категорично, «это вопрос постепенного и деликатного общения между заповедником, епархией и органами культурного наследия».

«Невозможно привезти к этим монастырям силовые структуры и заставить монахов удалиться. Это, кроме конфликта и шума, никого ничему не даст», — подчеркнул Валерий Науменко.

Он сообщил, что переселение может начаться уже в ближайшее время – весной следующего года. Для монахов из Челтер-Коба епархия уже нашла участок на окраине села Большое Садовое в километре от нынешнего монастыря. Подворье там сейчас создается.

Вопросы монастырей Шулдан и Челтер-Мармара представители заповедника уже обсуждали с властями Севастополя. Новое подворье для монахов планируют подыскать в ближайшее время.

«Хочется, чтобы это было все мирно и цивилизованно. Вопрос решен, но тут немножечко времени надо», — заключил Валерий Науменко.

Просмотрено (857)

11 комментариев к “«…Пещерные монастыри приведут в порядок и откроют для экскурсионного обслуживания…»

  1. Помолимся братья и сестры за нашего духовного отца, настоятеля храма великомученика Феодора Стратилата!
    Тьма сгущается,борьба продолжается.
    Перекрыли дорогу у татарского шалмана: не помогло- идут православные! Теперь руками археологов хотят «привести в порядок»(!) и » открыть для
    экскурсионных групп»!!!
    Где были эти ценители истории до 2004 года? Почему не, приближали «к аутентичному состоянию» пещеру, где были кучи мусора, пастухи с овцами ? И даже если » договорились с владыкой Лазарем» мы, прихожане не должны молчать, каждый обязан написать свое мнение. И приходом высказать наше отношение ко всякого рода посягательства на святое православное место!

  2. Валерій Науменко озабоченъ вовсе не сохраненіемъ культуры. Онъ просто хочетъ присвоить себѣ природный и культурный ресурсъ и вымогать деньги у путешественниковъ и поломниковъ. Послѣ уничтоженія сельскаго хозяйства вымогательство на основѣ незаконнаго присвоенія природы (водопадовъ, горъ, лѣсовъ, совѣтскихъ казенныхъ водохранилищъ) стало первой отраслью такъ называемой «рыночной» экономики позорнаго Крыма.

    Монастыри были возстановлены въ серединѣ XIX вѣка не археологами и не музеями, а Церковью и монахами. Весь Русскій Афонъ въ Тавридѣ по праву принадлежитъ Церкви, а не археологамъ и чиновникамъ. Пещерные монастыри — не государственная собственность, а собственность Церкви! Монахи должны жить и молиться за насъ не гдѣ-то рядомъ, въ километрѣ отъ своего монастыря, на выселкахъ, гдѣ имъ позволятъ, а тамъ же, гдѣ они жили до мерзостной революціи.

    Монахи должны жить въ своихъ историческихъ монастыряхъ. Всё должно быть возстановлено такимъ, какимъ оно было до революціи. Но Церковь, конечно, должна позволить археологамъ, предоставить имъ возможность до застройки произвести раскопки и сборъ материала, который, кстати, тоже принадлежитъ Православной церкви.

    Напримѣръ, когда въ самомъ центрѣ Алушты въ 1980 годахъ строили пансионатъ, археологамъ дали 6 мѣсяцевъ на раскопки. Затѣмъ всѣ раскопанныя стѣны (http://vk.com/photo20498020_289535613) были уничтожены и построено многоэтажное зданіе. Монахи же вовсе не заинтересованы въ уничтоженіи слѣдовъ и реликвій въ отличіе отъ государства, и они смогутъ договориться съ археологами.

  3. Науменко новоявленный гонитель христиан??? А ведь под Богом ходим!!! Не страшно ???

  4. полное безобразие…..какие экскурсии?!данные монастыри в давние и нынешние времена были для молитвы и Богослужения, в них молились и молятся монахи за нас, грешных…пусть все так и остается!сколько уже вложено на восстановление и сил и средств…а теперь какой то дядя решает?!

  5. Дорогие братья и сестры! Наверное пришло время отказаться от эмоций и принять упреждающие меры для защиты святого места. \»науменки\» не оставят свои намерения если не последует четкого решения; вот почему предлагаю в ближайшее время составить и разместить наше обращение к президенту Украины на его сайте president.gov.ua . Но кроме этого обязательно отправить заказное письмо по адресу: Банковая 11,г. Киев 01220, чтобы получить официальный ответ от президента Украины на наше обращение:быть в Крыму исторически святым местам, где верующие имеют право творить молитву; или быть \»науменкам \»,стремящимся ввергнуть пещерные монастыри в мерзость запустения-ведь охранять,содержать они их не собираются(как не собирались десятилетиями). К письму можно приложить и обращения всех,кто в монастырь приезжает из Украины,России, Белоруссии. Время действовать))))))

  6. Святейшему Митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
    Мы, православные христиане, живущие в Калининградской области, не один раз совершали паломнические поездки в пещерный монастырь св. Феодора Стратилата. Мы молитвенно просим услышать наш крик души, нашу боль. Узнав о запланированном выселении из монастыря св. Феодора Стратилата настоятеля отца Даниила и братий, мы хотим выразить свой горячий протест. Мы полностью согласны с вышевысказанной позицией Д. В.Потехина и поддерживаем целиком и полностью. Мы уверены, что с нами согласятся все православные христиане с тем, что нельзя действующие святые храмы и монастыри превращать в «мертвые» музеи, живую ежедневную молитву в развлекательные экскурсии. Разве это угодно Богу??? Просим разобраться руководство православной церкви Украины и России по поводу выселения братий из монастыря св.Феодора Стратилата.
    Людмила, Татиана, Татиана, Надежда, Светлана, Анна и все православные христиане Балтийска и других городов Калининградской области.

  7. Святейшему Митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
    Мы, православные христиане, живущие в Калининградской области, не один раз совершали паломнические поездки в пещерный монастырь св. Феодора Стратилата. Мы молитвенно просим услышать наш крик души, нашу боль. Узнав о запланированном выселении из монастыря св. Феодора Стратилата настоятеля отца Даниила и братий, мы хотим выразить свой горячий протест. Мы полностью согласны с вышевысказанной позицией Д. В.Потехина и поддерживаем целиком и полностью. Мы уверены, что с нами согласятся все православные христиане с тем, что нельзя действующие святые храмы и монастыри превращать в «мертвые» музеи, живую ежедневную молитву в развлекательные экскурсии. Разве это угодно Богу??? Просим разобраться руководство православной церкви Украины и России по поводу выселения братий из монастыря св.Феодора Стратилата.
    Людмила, Татиана, Татиана, Надежда, Светлана, Анна и все православные христиане Балтийска и других городов Калининградской области.

  8. К ВЫШЕ УКАЗОННОМУ ПИСЬМУ ПРИЛАГАЮТСЯ ПОДПИСИ ПРИХОЖАН , КОТОРЫЕ НЕ РАВНОДУШНЫ. и тоже просят О помощи СВЯТЕЙШИХ Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, Патриарха Московскогои всея Руси Кирилла.

  9. Дорогие братья и сестры! Я хочу высказать мнение от всей православной молодежи Калининградской области! Прошу вас всех начать усердно молиться за Отца Даниила и монастырскую братию! Поминайте их в своих молитвенных правилах ежедневно! Если мы все будем возсылать молитву Господу нашему , Пресвятой Богородице и всем нашим Святым Угодникам Божьим, Господь обязательно услышит нашу боль и поможет предотвратить это бесчувственное и безответственное действие тех, кто не боится любящего нас Господа! И пытается тем самым начать гонение на православие! На нас с вами!!!! Ведь мы все ходим под одним небом, по одной земле и все будет отвечать за каждое свое действие перед Господом! Откройте свои духовные очи! Откройте свои сердца! Ведь у нас нет ни чужих ни своих, мы все едины, ведь мы одно целое и должны помогать друг другу! Если с нами Господь, то кто против нас! Мы не должны смиряться с тем, что кто-то хочет умереть в своих страстях, заработав денег на Святом, это бедные люди, которых нужно пожалеть,дай Бог им вразумления и спасения! Я понимаю, что мы мало что можем сделать для монастыря! Но ведь по вере вашей да будет вам, так сказал сам Господь! так не будем же мы маловерными и будем хотя бы самым малым помогать чем сможем нашему Батюшке Даниилу и братии монастыря! Молитвой, письмами с призывами о помощи патриарху, митрополиту, всем! Если нас будет много,это может дать свой результат! Я очень прошу вас о поддержке!!!!!Спаси вас всех Господь. кто прочитал мое письмо!!!! Да благословит нас всех Господь и Божья Матерь в наших делах!!!!!Не забывайте ни на секунду, что Господь видит нас и наши мысли!Да будет на все Его Святая воля!!!!! С Богом, мои дорогие!!!!

  10. Святейшему Митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
    Хочу присоединить свой голос в защиту монастыря св. Феодора Стратилата
    Не по себе становится, когда читаю, что пещерные монастыри «очистят» и подготовят для экскурсий.. экскурсий в мертвые, пустые монастыри? Что могут дать такие «экскурсии» , кроме ощущения потери и непоправимости содеянного людьми, для которых корыстные помыслы затмевают разум и совесть — это я о Вас, господин Науменко, и о тех, кто Вас поддерживает в этом небожеском начинании…
    Отец Даниил, так много сделавший, вложивший душу свою в созидание, благодаря которому живет и поражает своей пронзительной красотой и духовностью это место, чем заслужил он такое отношение к делу своей жизни? Какое право имеете вы, господин Науменко, разрушать и превращать в коммерческий проект то, что не Вами создано?
    Я была в монастыре св. Феодора Стратилата с Дмитрием Потехиным, которого очень ценю и уважаю как известного ученого-историка, писателя, и человека высокой духовности. Экскурсия в действующий, живой монастырь дает непередаваемый душевный подъем, ощущение очищения и света. Никакие коммерческие экскурсии в «очищенный» (от Бога) монастырь не смогут дать ничего, кроме ощущения пустоты и потери .
    Бог видит нас, и наши помыслы. И я верю, что Он не допустит уничтожения удивительного, уникального места в угоду местечковым корыстолюбцам, для которых нет ничего святого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *