Вторая глава из книги «День святой жизни»: Как вести себя по отношению к Господу Богу?
Ответ да этот вопрос дал Сам Господь наш Иисус Христос. Именно: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лук. 10:27).
Что значит любить Бога? — Любить Бoгa, без сомнения, значить быть приверженным к Богу.
Что значит любить Бога всем сердцем, всею душею, всем помышлением, всею крепостию? — Это значит: быть неизменно привержену, предану к Богу всесердечно, вседушевно, т.е. всею силою и полнотою любви, какая возможна для человеческого сердца, не разделяя нашей любви в той же мере ни с каким иным существом, как оно ни было бы вам любезно, нужно и дорого.
Именно, любить Бога от всего сердца, и проч., значит: мыслить всего чаще и охотнее о Боге, и о том, что угодно Богу; потому что таково вообще свойство любви нашего сердца, что кого сердечно любим, тот непрестанно у нас в мыслях. Мы часто удалены от того, кого любим, но в мыслях всегда с ним: смотрим на него, слушаем его, говорим с ним.
Любить Бога от всего сердца значит: всего чаще, долее и охотнее говорить о Господе Боге. Потому что таково свойство любви нашего сердца, что кого мы сердечно любим о том говорим всего чаще, долее и охотнее; ибо что у кого всего глубже лежит на сердце, тот о том и говорит: от избытка бо сердца уста глаголют, сказал Господь (Матф. 12:54).
Любить Бога от всего сердца значит: всевозможно стараться узнавать волю Божию, или то, что приятно Богу и что противно Ему, а потом всего охотнее и радостнее делать то, что приятно Господу Богу, и всего внимательнее и заботливее удаляться того, что Ему противно. Ибо таково вообще свойство любви нашего сердца, что кого мы сердечно любим, того волю всевозможно стараемся узнать, и с полным усердием и удовольствием исполнить ее, как нам ни было бы трудно исполнить ее.
Любить Бога всем сердцем значит: охотно исполнять и такую волю Божию, которой исполнение непременно требует от нас самопожертвования. Ибо таково свойство любви человеческого сердца, что кого мы сердечно любим, того волю стараемся исполнять, несмотря ни на какие препятствия, ни на какие трудности и неприятности, — исполнять, несмотря даже на явную опасность для нашей жизни. Любовь преодолевает все препятствия: для нее все трудное — доступно, все неприятное — приятно, все тяжелое — легко.
Любить Бога всем сердцем значит: всеусердно прославлять Господа Бога, и всеми силами стараться прекращать и предотвращать все, что вредит Его славе: ибо таково вообще свойство нашей любви, что, кого мы сердечно любим, того везде хвалим, и, при всяком неприятном отзыве о любимом нами, всемерно стараемся защитить честь любимого и его доброе имя. Ибо нам всегда приятно, когда любимый нами у всех в уважении и любви, и неприятно, когда он не в любви и не в уважении.
Такова должна быть наша любовь к Господу Богу, и Господь Бог совершенно вполне достоин, чтоб мы любили Его всею полнотою нашей любви.
1. Мы естественно любим все прекрасное даже в созданных существах, хотя и знаем что все прекрасное в созданиях часто бывает весьма кратковременно, и вообще несовершенно. Мы сердечно любим доброту души в человеке, несмотря на то, что эта доброта нередко бывает соединена в нем с немалыми слабостями или даже пороками. Но Господь Бог есть неописанная красота, красота вечная, никогда не прекращающаяся и не изменяющаяся, а притом единственный Виновник всякой созданной красоты. Господь Бог имеет такую доброту сердца, какой нет ни в одном создании Божием, ни на земле, ни на небесах, а притом всякая другая доброта сердца, в ком она есть, есть только потому, что даровал ее, по Своей доброте, Бог. Словом: Бог — всесовершенен. Как нам не любить Бога всею полнотою любви?!
2. Господь Бог даровал нам жизнь. От Него получили мы разумную душу, способную мыслить, судить и познавать. От Него получили мы сердце, способное любить и чувствовать удовольствие от любви. От Него же получили мы и способы для сохранения всех наших душевных и телесных сил в надлежащем здоровье. Посему вся наша душа со всеми ее силами вполне принадлежит Богу. И как нам не любить Бога всею полнотою любви? Что может быть для нас любезнее Создателя, Который даровал нам жизнь, способность мыслить, познавать, любить, чувствовать удовольствие от любви, чувствовать радости, и Который притом даровал нам способы сохранять эти дары Свои в надлежащей силе и крепости?
3. Нас окружает воздух, которым мы дышим, и без которого отнюдь не можем жить. Мы везде снабжены водою, которая также необходима для нас, как и воздух. Мы поставлены на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни, и без которой мы не имели бы, где утвердить нашу ногу. Нас освещает свет, без которого мы не могли бы достать себе ничего не только приятного, но и необходимого для нашей жизни, хотя бы и все нужное было готово и не далеко от нас. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи, и посредством которого приготавливаем себе нужную пищу. Словом, мы имеем все нужное не только для нашей жизни, но и для нашего удовольствия. А все это есть дар Господа Бога. Как нам не любить Его всею душою, всем сердцем?!
4. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, родственников, благодетелей, друзей, и проч. Как много они доставляют нам радости и утешения! Но ни кого из них мы не имели бы, ежели бы Господу Богу не угодно было даровать нам их. Даже и сами мы не существовали бы, если бы не было на то благоволения Божия! Только по милости Божией мы все то имеем. Как нам не любить Господа Бога всею полнотою нашей любви?!
5. У нас есть какое-нибудь имущество: дом в котором живем; пища и питие, которыми поддерживаем и продолжаем жизнь; одежда, которою прикрываем свою наготу и защищаем свое здоровье. Но все это у нас Божий дар. Могли ли бы мы иметь дом, пищу, одежду и другие безчисленные удобства жизни, ежели бы Господь Бог не благоволил создать материалов, из которых все это делается? Могли ли бы иметь все это и при материалах, если бы Господь Бог не благоволил даровать нам ума и рук для произведения всего нам нужного? — Не могли бы! — Как нам не любить всею полнотою любви Бога, так много и непрестанно нам благодетельствующего?!
6. Первых людей, наших прародителей, по их создании, Господь Бог поселил в раю сладости (Быт. 2:15), где находили они полное удовлетворение себе во всем. Но последовавшее их грехопадение не только лишило их и нас рая сладости, а вместе с тем сделало их и нас преклонными ко греху, болезненными и смертными. Весь произшедший от наших прародителей человеческий род более или менее был и есть своеволен, самолюбив, своекорыстен, нелюбовен, завистлив, лжив, злобен, мстителен и т.п. При таком своем состоянии он ни как не мог возвратить свое первое блаженное состояние. Ибо с одной стороны Господь Бог, как чистейший свет (1 Иоан. 1:5), не мог иметь своего общения с ним, сделавшимся по грехам своим тьмою (Еф. 5:8); потому что свет не общается с тьмой (2 Kop. 6:14); а только Бог есть Источник живота (Пс. 35:10), или блаженства. С другой стороны, человеческий род, по развращению своего сердца, мог делать только грех, а грех мог доставить ему только зло и бедствие. Ибо грех так описывается Духом Божиим: зубы львовы зубы его, убивающии души человечи. Яко меч обоюду остр всяко беззаконие, ране его несть исцеления (Сир. 21:3-4). Но Господь Бог и в этом крайне отвратительном для Него состоянии человеческого рода, не оставил его, но продолжал и продолжает хранить его бытие, снабжая всем потребным для жизни и не уничтожая его. Он даровал ему Свой закон, направляющий его к благу и обещающий ему благоденствие (Втор. 5:29). Но как человек по своей глупости и развратности, не возлюбил и не исполнял данного ему закона; то Бог многократно старался вразумить его, исправить его и направить к исполнению Своего закона, посредством Своих Пророков и многими другими способами. Впрочем все эти, принятые Господом Богом, средства к исправлению человеческого рода не исправляли его, и он только более и более предавался греху и погружался в нечестие. Посему Бог, как преисполненный любви, и дабы при самой, так сказать, невозможности, открыть возможность сделать человеческий род блаженным, благоволил послать к нему Своего Единородного Сына — Бога. Его вечный Сын родился на земле, подобно нам, воспитывался, алкал, жаждал, и день и ночь трудился, научая человеков пути спасения, дабы избавить их от теснившего их несчастия; но этот невыразимо милостивый Сын Божий этими же самыми человеками был измучен и умерщвлен на кресте. Такая ужаснейшая неблагодарность требовала строжайшего наказания людям. Но Господь за такую неблагодарность воздал им только обильнейшею благодатию. Сын Божий, воскресши из мертвых, послал к человеческому роду, для его просвещения, Всесвятого Духа, основал св. Церковь, установил св. Таинства, установил священство, которому дал право отпускать всем истинно раскаивающимся грехи, и пр. пр. Обращая на все это должное внимание, нельзя не усмотреть, что Бог истинно — Любовь (1 Иоан. 4:16), преисполнен любви к роду человеческому (Иоан. 3:16) и что посему первая Божия заповедь — заповедь о любви к Богу всем сердцем, всею душою, есть заповедь, совершенно вполне обязательная для всех нас, так что если бы кто из нас обнаружил хотя самое малое сомнение в совершенной обязательности для всех нас этой заповеди; то тот прямо показал бы, что он не имеет ни человеческого ума, ни человеческого сердца, потерял все человеческое достоинство и стал на низшую ступень, нежели на какой стоят животные неразумные; потому что и неразумные животные обыкновенно весьма любят своих, без всякого сравнения меньших, благодетелей.
7. Нет существа, которое бы любило нас более, чем Господь Бог; а мы всегда любим того, кто нас любит и нам благодетельствует. Посему любить Бога всем сердцем и всею душою должно быть самой первой потребностью сердца всякого человека, тем более, что любовь есть чувство для всех нас самое приятное. Но как многие из людей, по заблуждению, безразсудству, или крайней испорченности не чувствуют сей потребности и не стараются удовлетворить ей; то Господь Бог дал нам заповедь любить Его всем сердцем и всею душою, — не потому, чтоб наша любовь могла что-нибудь прибавить к Его блаженству или величию, но потому, что Он крайне желает сделать нас блаженными, а без нашей любви в Нему от всей души, от всего сердца, мы не можем быть блаженными. «Оскудение в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол», говорит свт. Василий Великий. Данная Господом Богом заповедь о любви к Господу Богу от всей души, от всего сердца, есть явное доказательство, с одной стороны, того, что Бог крайне желает нашего спасения и блаженства, а с другой — нашего весьма глубокого упадка, весьма гнусного огрубения, величайшей испорченности.
Но, к несчастию, между людьми везде видны такие, в которых любовь к Богу весьма слаба или даже совсем ничтожна. Это явно показывает их постоянная холодность ко всему Божественному, пренебрежение к Божиим храмам и службам, неуважение к священным вещам, равнодушие (безразличие) как ко всему тому, что угодно и приятно Богу, так и к тому, что Ему неприятно и противно. Некоторые люди почти никогда не говорят о Боге, и даже не любят говорить о Нем; они почти никогда не вспоминают о Боге, и напоминание о Нем производит в них неудовольствие или даже досаду; они не только не живут по заповедям Божиим, как-будто бы их нет и они ни мало не обязаны жить по ним, но не хотят и знать, есть ли Божии заповеди и чего они требуют.
Друже! Разсмотри себя, не таков ли и ты, и ежели таков, то немедленно принеся Господу Богу всесердечное покаяние, и тотчас с глубочайшей молитвой начни свое исправление. Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день, говорит грешнику Премудрый (Сир. 5:8). Именно то же говорит он и тебе. Смотри! У тебя ничего нет своего, а все Божие, и сам ты весь не свой, а также Божий. Как тебе можно быть так слепым, безчувственным и глупым, чтоб не любить Господа Бога всею душою, и всем сердцем?!
Просмотрено (124)