«Святой Патриарх Евфимий и народ» — фреска из нашего кафедрального храма «Рождества Пресвятой Богородицы» в Велико Тырнове.
Сегодня, 20 ноября на почту монастырского сайта пришло очень доброе письмо, буквально дышащее любовью к Богу и Его святым угодникам. Письмо от Красимиры Ковалковой из Болгарии, из города Велико Тырново. Красимира пишет, что случайно с большой радостью узнала, что среди святынь нашего монастыря находятся и мощи болгарских святых — святого Дасия и патриарха Евфимия Тырновского. Красимира поделилась с нами изображением фрески и особо важным описанием жития святого болгарского патриарха. По свидетельству Киевского митрополита Григория Цамблака после падения Тырново под турецким рабством:
«Тырновское царство погибло, крепостные стены были разрушены, церкви осквернены, святыни разграблены. Дым пожарищ поднимался над руинами царских палат. Народ был сокрушен, всюду слышались стоны, живые завидовали мертвым. Тырново попало под турецкую власть 17.VI.1393 г., когда были использованы все возможности для сопротивления.
Единственной опорой людей в эти трудные времена был патриарх. Евтимий успокаивал, воодушевлял, благословлял, страдал и плакал вместе со всем болгарским народом. Но страданиям не было конца. Так как патриаршую церковь превратили в мечеть, Евтимий установился в церкви „Св. Петр и Павел”, откуда не переставал заботиться о своем народе, так как в качестве духовного главы, он был единственным, кто мог представлять болгарскую общность перед турецкой властью. Вопреки погромам он не поддался малодушию и бездействию.
Турецкий завоеватель Челеби Сюлейман не был уверен в своей победе и решил избавиться от самых деятельных личностей тырновской аристократии. Он пригласил 110 самых знатных бояр в церковь „Св. апостолы Петр и Павел”, уж чтобы посоветоваться с ними, а когда они собрались, приказал их убить. Божий алтарь был обагрен их кровью, еще чернее стал мрак над Тырново. Но и это было еще не все. Поработитель решил лишить болгар и их последней утехи, приказав обезглавить патриарха. Его вывели из темницы и повели к Лобной скале. Евтимий шел, сломленный пережитыми страданиями, и благословлял людей, онемевших от ужаса, скорби и отчаяния. Патриарх положил голову под топор и произнес последнюю молитву.
Тогда случилось чудо. Поднятая, чтобы нанести удар, рука палача окаменела. Секира мелькнула беспомощно в воздухе и не упала на беловолосую голову патриарха. Турки затрепетали от суеверного страха – поняли, что у них нет власти над святым человеком, палач в ужасе пал на колени. В благодарственной молитве на колени пали и болгары. Но их радость была недолгой. Последовало другое наказание – заточение. Вновь вопли и рыдания огласили Тырново. Молодые и старики плакали как дети, лишенные родительской любви. Проводить его вышли все, печаль их была бесконечна. „На кого оставляешь нас, владыка? Кто нас утешит в нашей неволе, святой отец!”, плакали они, целовали его руки, босые ноги и землю, по которой он ступал, а матери подавали своих детей для последнего благословения. Сам задыхаясь от страдания, патриарх благословлял дрожащей рукой среди всеобщего рыдания и покидая разрушенный город, оставил болгарам последнюю утеху и последнее оружие – веру. Он сказал «Пресвятой Троице вверяю вас — и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Просмотрено (174)