иллюстрация к басне "Ворона и лисица"

иллюстрация к басне И Крылова «Ворона и лисица»

 

«…Люди, желающие в чем-нибудь обмануть нас, или получить от нас какую-нибудь земную выгоду, всегда подходят к нам с ласкательством, т.е. более или менее с похвалами нам…»

Как поступать, когда нас хвалят и когда нас хулят? Об этом читайте в следующей главе книги «Православный Собеседник» митрополита Григория Постникова

 

Как поступать, когда нас хвалят?

 

Когда тебя хвалят, будь крайне осмотрителен; потому что тогда ты в опасном положении.

1. Весьма многие люди не знают истинного достоинства вещей и дел; посему считают важным и хвалят нечто такое, что у Господа Бога и у благоразумных людей не стоит ничего. И как для нашего самолюбия и тщеславия похвала приятна, а самолюбие и тщеславие глупы; то мы чужую ложную похвалу охотно принимаем за истинную, останавливаемся в деле своего усовершенствования, делаемся более несовершенными, умираем не исправившимися и — погибнем. Поэтому всевозможно безпристрастно разсматривай: стоит ли похвалы у Господа Бога и у благоразумных людей то, что хвалят в тебе другие; потому что для нас должно быть важно только то, что достойно похвалы у Господа Бога и у благоразумных людей Ему преданных. Что нам в людской похвале, когда мы недостойны похвалы у Господа Бога?

2. Люди, желающие в чем-нибудь обмануть нас, или получить от нас какую-нибудь земную выгоду, всегда подходят к нам с ласкательством, т.е. более или менее с похвалами нам. Они нередко совершенно намеренно хвалят в нас нечто такое, чего мы совершенно не имеем, или и имеем, но еще не в таком совершенстве, чтоб можно было так много хвалить. И ежели мы довольно самолюбивы, то нам почти невозможно узнать, что тот, кто хвалит нас — льстец и лжец. Потому что он говорит именно то, что нам приятно. Его хитрую похвалу мы удобно принимаем за истинную. Но такой обман для нас весьма вреден; потому что при таком обмане мы получаем ложное познание себя, и удостоверяемся в ложном познании себя. А при ложном познании себя нам никак не возможно наше исправление, а следовательно — и спасение.

3. Не думай, что эти предостережения напрасны, и что всякий благоразумный человек тотчас увидит льстеца и не вдастся в обман. На деле это почти обыкновенно бывает не так. Всякий, кто хочет расположить другого к чему-нибудь для себя полезному, выгодному или приятному, всегда ловит того сетью похвалы. Эта сеть почти никогда не прорывается, а пойманный часто с удовольствием позволяет тащить себя, и нередко поставляет себе даже в честь, что тащат его.

4. Не думай, что как средство располагать других в свою выгоду ложною похвалою есть средство худое, то этим средством могут пользоваться только не многие люди и что им решительно не станут пользоваться люди честные. Истинно честный человек действительно не будет унижать себя до лести и лицемерия. Но между тем смотри: ласкательство в міре везде есть самое любимое и всеобщее средство приобретать от других выгоды и благорасположение. Миллионы спокойно берутся за это средство, и никто ни мало не думает, что своею лестью наведет на себя негодование того, кому льстит. Так велико и всеобще господство на земле себялюбия, тщеславия и гордости! Берегись, берегись!

5. Дабы как при заслуженной, так особенно при незаслуженной похвале не впасть тебе, что, к несчастию, очень часто случается, в гордость, тщеславие, безпечность или иное пагубное обольщение,

а) Старайся смотреть на делаемую тебе похвалу с недоверчивостью, и ежели похвала продолжается долго; то лучше всего приличным образом перерви разговор и обрати речь на другой предмет.

б) Твердо помни, что достойное в тебе похвалы не твое, а Божие. Это достойное похвалы иногда, правда, приобрели мы, потому что мы старались приобрести то, но кто дал нам расположение, способность, силы, желание и случай приобрести то, как не Бог? Что имаши, егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишыся, яко не прием? говорит самолюбцу св. Апостол (1 Кор. 4:7). Итак когда усматриваешь в себе что-нибудь достойное похвалы, то все тотчас приписывай не себе, а Господу Богу, говоря с Псалмопевцем: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113:9).

6. Когда усматриваешь в себе нечто достойное похвалы, и чувствуешь в себе желание рассказать о том другим; то тотчас старайся истребить в себе это желание представлением, что из твоего разсказа не получишь себе никакой пользы, а получишь только вред. Люди в своем суждении весьма превратны; что сегодня хвалят, то завтра забывают, или даже охуждают; а ты, разсказав о достойном в тебе похвалы, конечно, из-за похвалы человеческой, делаешь себя недостойным похвалы у Бога; потому что получаешь награду от людей. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою, сказал Господь о людях сего рода (Матф. 6:5). Старайся также твердо и всегда помнить весьма важные слова Господа: горе вам, егда добре рекут вам вси человецы (Лук. 6:26).

Как вести себя, когда нас хулять?

 

Добрая о нас слава в жизни для нас весьма важна. Имя доброе лучше, неже богатство много, говорит Премудрый (Притч. 22:1). Доброе имя, т.е. добрая слава доставляет нам уважение и доверенность к нам других, а это весьма нужно нам в жизни; потому что с безчестным человеком никто не захочет иметь дела. Поэтому нельзя нам равнодушно смотреть на отзывы о нас других. Безчестный человек не может надеяться от других ни сердечного сострадания, ни помощи. А ежели мы поставлены к какому-нибудь начальствованию; то потеряв уважение к себе других, мы почти совершенно не можем управлять подчиненными нам.

Итак что нам делать, когда другие, распространяя о нас худую молву, лишают нас доброго имени?

1. Прежде всего, как ни велика и ни вредна была бы хула, должно тщательно беречься от гнева, брани и мщения, но оставаться в духе всевозможно спокойным; потому что всем нам должно быть одного духа со Христом, а Христос при всех обвинениях от Иудеев оставался в духе спокойном и ни мало не мстительном. Христос укаряемь противу не укаряше: предаяше же судящему праведно, утверждает св. Апостол (1 Петр. 2:23).

2. Когда слышишь, что другие отзываются о тебе худо, и приписывают тебе разного рода пороки, худые цели и т.п.; то тебе самому тотчас должно подвергнуть себя строжайшему разсмотрению: нет ли в тебе в самом деле тех пороков, какие тебе приписывают. Тебя, может быть, называют гордым, лжецом, гулякою, мотом, пьяницею, ленивцем, развратителем, или как иначе; тебе должно строжайше разсмотреть себя: нет ли в тебе в самом деле тех пороков, по крайней мере, в невысокой степени. Нет ли гордости, лжи и т.п.? Чужие глаза часто гораздо лучше и вернее видят наше поведение, нежели наши собственные. Потому что у всякого человека есть несколько, самолюбия; а самолюбие всегда закрывает нас от нас самих, так что мы редко можем видеть себя правильно, и некоторые даже весьма порочные считают себя безпорочными. Ежели безпристрастное разсмотрение себя покажет тебе, что другие укоряют тебя справедливо, что тот или другой порок в тебе действительно есть; то тебе должно немедленно принести покаяние, должно усердно молиться Господу Богу, чтобы Он избавил тебя от того порока, ревностно стараться исправляться в нем, и потом везде оказывать искреннейшее дружеское расположение и благодарность хулившему тебя, с каким бы намерением он тебя ни хулил; потому что без его укоризны ты, может быть, никогда не увидел бы своих пороков, умер бы без покаяния, без исправления в них, и погиб бы на веки.

3. Ежели же по внимательнейшем разсмотрении себя найдешь, что приписываемых тебе пороков у тебя нет; то можешь законным образом защищаться и опровергать взведенную на тебя клевету, в суде, ежели, впрочем, находишь это нужным не по своему самолюбию или по своей гордости, но защищайся спокойно, без гнева и негодования. Так поступил Сам Иисус Христос, когда сказали о Нем, что Он изгоняет бесов помощию веельзевула, князя бесовского (Лук. 11:15—26).4. Но ежели видишь, что твое защищение не принесет тебе пользы; то

a) Старайся переносить взведенную на тебя клевету, как она ни была бы тяжка, с терпением, и утешай себя мыслями: «Бог видит мою невинность, о чем мне скорбеть? Он Сам заботится о мне, и, ежели мое оправдание мне полезно, то Он Сам меня оправдает, Он оправдает мою невинность по крайней мере на страшном суде, а с Ним оправдают меня все люди и все Архангелы Божии».

б) Еще более утешай себя следующею мыслию: «на нашего Спасителя когда Он жил на земле, очень часто изрыгали хулы; однакож Он никогда не оправдывался ни в каком суде. Иные хулы были очень, тяжки, но Он все переносил, благодушно. Так должно поступать и мне. Несть ученик над учителя своего, и: довлеет ученику, да будет яко учитель его (Матф. 10:24-25).

в) Удвой старание вести, себя во всех обстоятельствах жизни, всевозможно безукоризненно. Старайся не только о том, чтобы какими-нибудь словами или поступками не подать другим случая к злоречию; но старайся отвращать всякий случай даже к подозрению на тебя в каких-либо пороках, и посему никогда не делай даже позволительных поступков, ежели они как-нибудь могут подать повод к клевете. Так поступай, а за сим не обращай внимания на разсееваемую о тебе худую молву! Свидетелями твоей невинности да будут твоя совесть и Бог.

г) Ежели разсеянные о тебе хулы не прекращаются, или даже умножаются; то прибегай не к иному чему, как только к усерднейшей молитве, чтобы Господь Бог благоволил просветить и исправить твоих клеветников. Так поступай, потому что так поступил Сам Иисус Христос даже со своими распинателями (Лук. 23:34).

Просмотрено (161)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *