портной
Как вести себя при занятии житейскими делами?
Мы продолжаем печатать главы из книги «Православный Собеседник» митрополита Григория (Постникова)
V. Как вести себя при занятии житейскими делами?
Наши житейские дела, смотря по состояниям и званиям, в каких живем, весьма различны. Есть дела рук, как то: многоразличные ремесла, земледелие и т. п. Есть дела головы, как то: размышление и соображение, дела управления, суда, руководства, просвещения, и т. п. Есть дела важные и неважные, трудные и легкие, чрезвычайные и обыкновенные, дела для себя, для своего семейства, и дела общественные, господские, и прочие.
Все таковые, не противные нравственному закону, житейские дела нам должно признавать делами Божиими, — делами порученными нам Самим Господом Богом. Таковыми нам должно признавать наши житейские дела, потому что разные законные состояния, и звания в человеческом обществе установил Господь Бог, и Господь же Бог, а не мы сами, поставил нас или попустил и попускает нам стать в житейские состояния и звания, в каких все мы находимся. Без Божией воли или без Божия попущения на свете не бывает ничего. Бог Царь всея земли (Пс. 46:8). Посему св. Апостол Павел рабам, трудящимся не для себя, а для своих господ, предписал, чтоб они, трудясь для своих господ, трудились собственно не для них, а для Самого Господа. Раби, писал Он в своем послании к Колоссаям, послушайте господий ваших по всему, разумеется, кроме греха, и еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком (Кол. 3:22-23). И так
1. Какие тебе ни должно делать дела по своему званию и состоянию: держать ли бразды какого управления, судить ли кого, учить ли кого, сочинение ли какое писать, художеством ли каким или ремеслом заниматься; пашню ли пахать, хлеб ли сеять, жать или молотить, сено ли косить и убирать, и т.п., все это делай, для кого бы ты то ни делал, для себя ли и своей семьи, или по должности для других, — все это делай как для Самого Господа Бога, т.е. делай потому, что того требует от тебя Господь Бог, и что то дело есть дело Божие, — делай и говори в своей душе Богу: «Господи! Ты мне назначил это дело: из повиновения Тебе, из угождения Тебе я его сделаю!» Или: «Господи, благослови мой труд! Не без Твоей воли я стал в состояние, в котором живу; а дела, которые делаю или должен делать, суть дела, требуемые моим состоянием. Ты налагаешь их на меня: благослови меня, помоги мне!»
Кто делает свои житейские дела с таким расположением духа, тот, что и для кого бы он, по своему званию, ни делал, трудится собственно для Господа Бога, а посему и награду получит собственно от Господа Бога, как в том св. Апостол удостоверяет рабов, когда он предписывая им, всяко, еже аще что творят для своих плотских господ, от души делать, якоже Господу, а не человеком, говорит: ведяще, яко от Господа приимете воздаяние по достоянию: Господу бо Христу работаете (Кол. 3:23-24). Но кто трудится не с таким расположением духа, тот трудится, как трудятся все мірские и язычники, т.е. тот трудится не для Господа Иисуса Христа, не из любви к Господу Богу, не в славу Божию; а трудятся или только для себя, для какой-нибудь своей временной нужды или выгоды: для своего пропитания, для уплаты земских повинностей (налогов), для снискания богатства, довольства и приятностей в жизни, для приобретения почестей, славы, отличного уважения, для удовлетворения своей любознательности и т.п.; или тот трудится по каким-нибудь временным видам для других людей. О Господе Боге он и не думает. Но кто так трудится, того труд весьма жалок; потому что тот должен ждать себе награды только или от себя, или от других людей, не от Господа Бога. Но награда от других людей, в чем бы ни состояла, может быть и всегда бывает только земная, временная, и потому маловажная; награда же от себя какая награда! Трудись для Господа Бога, и преимущественно от Него жди себе награды! Только Он истинный воздаятель (Рим. 12:19; Евр. 1:6).
2. Делая все свои дела для Самого Господа Бога, непременно делай их так, как должно делать дела Божии, именно: делай все свои дела от души, т.е. с полною охотою, со всем удовольствием, тем паче без ропота. Как можно делать какое-либо дело для Господа Бога не от души, не со всем удовольствием, а особливо еще с ропотом? Всякий признательный человек с удовольствием делает все даже для своего небольшого земного благодетеля, небольшого земного начальника: как можем мы делать что-нибудь неохотно, без удовольствия для нашего величайшего, непрестанного благодетеля — для Господа Бога!?
3. Делай все дела по своему состоянию и знанию старательно и верно, т.е. ни по какому случаю не допускай в них противозаконной медленности и нерадения. Всякое дело делай так хорошо, как только можешь, по чистой совести. Потому что дело, делаемое с какою-нибудь преступною медленностью, так как и дело, делаемое неверно, нерадиво, по крайней мере не так скоро и хорошо, как можешь, делается, не говоря ни о чем ином, небрежно; а св. Пророк говорит: проклят творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Друже! помни это и берегись!
4. Ежели твои дела идут успешно, то не гордись тем и никогда не приписывай успеха в делах своих собственным силам, никогда не говори в своем сердце: крепость моя и сила руки моея сотвори мне силу великую сию (Втор. 8:17). Напротив всегда твердо помни, что Господь дал тебе крепость (Втор. 8:18). Без Мене не можете творити ничесоже сказал Он Своим ученикам (Иоан. 15:5). Твердо помни эти слова Господа! Они большой оплот против гордости и самолюбия, к которым все мы так много склонны, и которые для всех нас так опасно пагубны.
5. Ежели дело, которым тебе должно заниматься, трудно, и требует особенного усилия, или неприятно, низко, и требует особенного терпения, или какими-нибудь злонамереными людьми, какими-нибудь несчастными обстоятельствами препятствуется, замедляется, разстраивается, и ведет тебя к унынию, или мало уважается и даже презирается: то не будь малодушен, не ленись и не предавайся каким-нибудь враждебным чувствованиям; не предавайся гневу, нетерпеливости, досаде, ропоту и т.п. Лучше ли пойдут твои дела и скорее ли окончатся, ежели ты при них ленишься, ропщешь, досадуешь, сердишься, бранишься и т.п.? Нет, они непременно пойдут медленнее, хуже, или даже и совсем не пойдут. Друже! не хорошо так поступать. Не поступай так! Так поступают только язычники, потому что у них нет веры в міроправление Божие. Но мы — Христиане.
6. Чтобы тебе во время тяжкого, продолжительного или неприятного труда удобнее сохранить душу в святом расположении, и предохранять ее от всякого небогоугодного расположения, весьма хорошо оживлять и укреплять себя следующими мыслями:
а) «Дело, которое мне кажется так трудным и неприятным, без сомнения, весьма спасительно для моей души. Бог ничего не делает без самой спасительной для нас цели: Он крайне желает спасти всех людей. Посему, конечно, то же Его желание и в отношении ко мне. Без Его действия и предосторожности в отношении ко мне я бы давно потерялся. Назначив мне настоящее дело, Он, без сомнения, желает избавить меня от каких-либо тяжких грехов, или от трудных искушений, от каких-либо важных заблуждений и т.п. Буду заниматься моим делом прилежно, от души!» — Или
б) «Дело, которым я занимаюсь, есть, может быть, уже последнее в моей жизни, и после сего дела Бог непосредственно потребует от меня отчета во всех моих делах на суде Своем в вечности. Как мне не заниматься прилежно, от души!» — Или
в) «Эти труды, которые так тяготят меня, и так мне неприятны и досадны, продолжатся не вечно. С земною жизнию все они кончатся. А длинна ли земная жизнь, хотя б она продолжилась и сто лет?! Целая вечность готовится в награду за земную жизнь, ежели она проводится в послушании Господу Богу. Как же мне не трудиться прилежно, от души!» —
При таких мыслях твои тяжкие, трудные, или неприятные дела, никогда не послужат тебе поводом ко греху, а всегда будут средством к очищению от греха и к вечному блаженству. Потому что думая так, ты, конечно, не будешь уклоняться от своего дела, как оно ни казалось бы тебе трудным или неприятным; а будешь молиться в своем сердце Господу Богу, чтоб Он помог тебе благодушно начать, продолжать и кончить его, и — действительно начнешь свое дело, будешь продолжать и окончишь его. А между, тем избавишься, может быть, от каких-нибудь весьма тяжких грехов и от погибели души. Господь же Бог, после таковой, молитвы, как святыми тружениками уже тысячекратно опытом дознано, часто облегчал трудности и неприятности разных тяжких житейских работ до того, что они занимались ими и отделывали их без трудности и неприятности, а иногда даже весьма легко и с удовольствием. Впрочем с кем этого в жизни не случается, тот должен твердо помнить, что всякая прилежная работа и всякий прилежный работник вознаграждается собственно и надлежащим образом не в настоящей, а в будущей жизни. Не здесь, а в будущей жизни наша награда! Собственно там, как удостоверяет св. Апостол, Господь воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2:6). Потерпим! Все временные тягости и трудности стоят ли вечного блаженства?!
7. Ежели дела, которыми ты занимаешься, продолжительны, неприятны, тяжки, и еще чужие; то для сохранения своей души в святом и богоугодном расположении, и для предохранения себя от всякого дурного расположения духа, поддерживай себя во время труда, ежели только это не противно самому труду или месту и времени, назидательным пением. Назидательное пение весьма много ободряет, размягчает и успокаивает душу. Даже не назидательное, дурное пение во время труда, как известно, весьма много ободряет человека трудящегося, тем больше пение назидательное. Ежели видишь, что твое пение возбуждает в других большое негодование на тебя, и тем не только прекращается в них любовь к тебе, но и воспламеняется злоба, то прекрати пение. В противном случае не обращай на других внимания, и продолжай степенно петь, как пел. Твой постоянно степенный вид, наконец, вероятно, вразумит окружающих тебя, или по крайней мере заставит их оставить тебя в покое.
8. Для сей же цели, во время телесного труда, ежели этот труд механический, размышляй об истинах, какие прежде тобою были слышаны в проповеди или читаны в какой-нибудь назидательной книге.
9. Особенно же занимайся, для сей цели, размышлением по соображению с делом, которым занимаешься, требуется ли оно твоим званием или твоею обязанностью.
Ты столяр? — При своей работе очень удобно можешь питать себя весьма спасительными истинами. Делая гроб, ты можешь думать: «таков последний дом человека! Со временем всех нас поселят в такой дом. В нем поселится богатый и бедный. Богатого не удалит от сего дома его нынешний огромный дом, в котором живет. Бедному не душнее будет в сем доме от того, что дом его не будет дорого убран, как дом богатого». А при таких мыслях, наконец, ты скажешь: «Все суета! все пройдет! Со временем все будем лежать во гробе! И сам я лягу в него же!»
Делая крест на могилу других, ты можешь говорить себе: «На подобном кресте Господь Иисус Христос пролил за нас Свою безценную кровь. Какое величайшее сделал Он для вас благодеяние! Благодарю ли я Его, и ношу ли крест, какой Он заповедал нам носить в жизни? Как я неблагодарен пред Ним! Всемилостивый Господи! Даруй мне чистый взор и силы, чтобы всегда и везде ясно видеть мой крест, и нести его с благодушием!»
Делая дверь, ты удобно можешь вспомнить, что Сам Господь сказал о Себе: Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется (Иоан. 10:9); а вспомнив будешь думать, что как во всякий дом входим только дверью, так и в небесное царство мы можем войти только посредством Иисуса Христа и Его заслуг. Без Господа Иисуса Христа для нас нет входа в Царство Небесное. Несть ни о едином ином, кроме Господа Иисуса Христа, нам спасения (Деян. 4:11). Такие мысли произведут в твоей душе глубочайшую благодарность ко Господу, и крайне облегчат твой труд.
Ты слесарь? — При своем труде удобно можешь иметь очень спасительные мысли. Делая замок, можешь мыслить, что человеческими грехами небеса крепко были заперты для всех нас, и что ежели бы Сын Божий не благоволил отпереть их Своими страданиями и Своею смертию: то они и теперь были бы заперты, так что никакой сильный, славный и знаменитый человек не мог бы отпереть их ни для себя, ни для других людей, и все мы должны были бы жить вне царствия Божия. Но жизнь вне царствия Божия крайне ужасна. Все, которые не войдут в царствие Божие, будут вечно жить, как утверждает св. Тайновидец, в езере, горящем огнем и жупелом (Апок. 21:8).
Ты повар? — Очень прилично тебе разсуждать так же, как разсуждал один из древних поваров в монашеской обители: «Порученное мне дело,» говорил он всем: «для меня весьма спасительно. Мне бывает больно, когда я только несколько близко подвину к огню мою руку, и тотчас стараюсь отнять ее. Когда же мне нужно бывает поднять с полу и бросить в печь выпавший горячий уголь, тогда мне бывает весьма больно. При сем думаю: что же будет со мною, когда я умру, не очистивши грехов покаянием и верою в очистительную Христову смерть? Как жестоко будет мое страдание, когда бросят всего меня в пылающий огонь, и будут держать в нем без выхода? Пройдут веки, веки веков, но и тогда мне ничего нельзя будет сказать о моих муках кроме только того, что они начались; потому что мукам моим не будет конца!!! Так думаю я, и крайне берегусь всякого греха». Друже! так разсуждай и ты. Такие мысли весьма сильно будут хранить и тебя от греха и верою прилеплять к Богу Спасителю міра; а при живой вере производить в тебе и любовь к Нему.
Ты портной? — Приготовляя одежду для других, можешь думать: «Все эти одежды весьма непрочны, и наконец не будут значить ничего. Прочна и значительна только брачная одежда, о которой Господь говорит в притче о браке сына своего». При сем далее удобно можешь думать: «есть ли у меня эта весьма важная брачная одежда? Явившегося на брак не в брачной одежде Господь велел связать и бросить во тму кромешную, а там плач и скрежет зубом (Матф. 22:13). — Посему мне крайне должно стараться приобрести эту брачную одежду. Только одетые в эту одежду будут допущены на брак, т.е. в вечное и блаженнейшее царство Сына Божия. Никакая другая одежда, как она ни была бы дорога и искусно сшита, негодна (Апок. 19:14)». Так размышляй, друже! Частое размышление о брачной одежде удобно может расположить тебя всеусердно искать себе брачную одежду крепкою верою у Спасителя міра. Господь, без сомнения, и даст ее тебе; и ты войдешь в вечную радость Его (Матф. 25:25).
Ты сапожник? — Очень прилично можешь мыслить о смирении, какое св. Иоанн Креститель оказал в себе, когда другие, дивясь его учению и весьма строгому образу жизни, спрашивали его: не ты ли Христос? Иоанн не только не присвоил себе имени Христа, но сказал, что он недостоин у Христа даже разрешить ремень сапог Его (Иоан. 1:27), т.е. не достоин даже разуть Христа. Мысля так, очень удобно можешь получить ревность держаться смирения и удаляться гордости, о которой всем известно, что она свойственна только диаволу, а из людей — тем, кои следуют его внушениям.
Ты плотник? — Обделывая дерева и соединяя их одно с другим, чтобы вышел прочный дом, ты удобно можешь мыслить: «Так мне должно обделывать и мое грубое сердце, чтоб оно сделалось домом Божиим; ибо все мы должны сделаться достойным жилищем Божиим; потому что все мы, без исключения, всякое утро молимся, и по руководству св. Церкви должны молиться Господу Богу: прииди и вселися в ны!»
Кузнец также может питать свою душу весьма спасительными истинами. Смотря на употребляемый им молот, и сделанные им гвозди, он весьма удобно тотчас может вспомнить, что подобным молотом и такими же гвоздями прибит был ко кресту Господь наш Иисус Христос. Какую ужасную боль Он чувствовал от гвоздей! И эту ужасную боль Он терпел из любви ко мне, для того, чтобы простились мои грехи, и чтобы мне вечно не гореть в адском огне подобно тому, как я разжигаю в горне железо, чтоб оно было способно для ковки. Несказанное благодеяние! Такое несказанное и именно из любви к нам оказал нам благодеяние должно у всякого из нас отрешить сердце от всего, и прилепить его всею силою любви только к Господу Иисусу Христу с Его собезначальным и всеблагим Отцем и Всесвятым Духом.
Каменщик и каменотес при делах своих удобно могут мыслить, что им таким же образом, как обделывают камни, должно обрабатывать и самих себя, дабы создать себя в храм Божий, чистый и святой. Ибо храм Божий свять есть (1 Кор. 5:17). А каждому из нас должно сделаться и быть храмом Божиим. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас, говорит св. Апостол верующим из Коринфа (1 Кор. 5:16).
Часовщик очень удобно и спасительно может вспомнить, что ни при каких часах никто же весть дне и часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мат. 25:13), что всем непрерывно должно готовиться к Богопришествию (Мат. 24:44), несмотря ни на какие часы, и что иначе все мы, и с самыми лучшими часами, как юродивые девы, останемся вне Его чертога (Мат. 25:10). Ни одной минуты не должно нам провождать так, чтоб она не была приготовлением к пришествию Господа, и всякое мгновение ждать Его явления, тем более, что Господь сказал: будите готови: яко в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (Мат. 24:44).
Стекольщик, без сомнения, очень часто примечает, что стекло тотчас тускнеет, когда касается его даже малое человеческое дыхание, и посему легко может думать, что точно так же тускнеет и совесть у человека, когда коснется его даже слабое дыхание какой-либо злой страсти, и что посему всякому из нас должно спешить и стараться истреблять в себе всякую страсть, как она ни была бы нам приятна, и как бы мы к ней ни привыкли.
Переплетчик, непрестанно обращая в руках своих разные книги, очень удобно может вспоминать о тех книгах, которые разгнутся на страшном суде, и в которых верно записаны все наши дела и чувствования (Апок. 20:12). Вспоминая о сих книгах, он будет всевозможно заботиться изгладить из них все свои худые дела и чувствования верою в распятого Господа и покаянием, а в тоже время всеусильно стараться, чтоб имя его написано было в книге животной (Апок. 20:15).
Хлебник, равно и булочник, очень удобно могут привести себе на память чрезвычайно важные для нас слова Господа: Аз есмь хлеб животный. Аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот міра (Иоан. 6:48-51). А при таком воспоминании сих слов Господа всякий из них должен обращаться к самому себе с вопросами: причащаюсь ли я Тела и Крови Господних? Часто ли причащаюсь? Ежели причащаюсь, то достойно ли причащаюсь? А ежели не причащаюсь, то почему не причащаюсь? — Как причащение для нас весьма спасительно, потому что Господь сказал: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Иоан. 6:54); так непричащение для нас весьма пагубно, потому что Господь сказал: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. 6:55), т.е. не живете жизнию Божиею, не живете благочестиво, и следовательно — нечестиво. Итак мне должно твердо помнить эти слова Господа, и стараться исполнять их, отнюдь не держась явно погибельного обычая тех людей, которые не причащаются Тела и Крови Христовых. — Еще как всякий хлебник, так и всякий булочник, очень удобно могут воспоминать слова Господни: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мат. 4:4), и при сем спрашивать самих себя: «читаю ли, а особливо слушаю ли я слово Божие? Ежели читаю, то по наставлению ли святой Церкви читаю? А ежели не читаю, то почему не читаю, и особливо — почему не слушаю? — В слове Божием заключаются те правила, по которым нам должно провождать нашу жизнь, дабы она была богоугодна, и дабы мы наконец удостоились быть в царствии Божием».
Земледельцу очень хорошо помнить прекрасную притчу Господа о семени (Мат. 13:4-9) и внимательно беречься, чтоб не остаться землею каменистою и безплодною, но неусыпно стараться образовать себя в землю плодоносную.
Садовнику очень назидательно можно размышлять об изречении Господа: всяко древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают (Мат. 7:19), и стараться сделать себя древом приносящим добрые плоды. Спасительно также для него размышлять о безплодной смоковнице (Мат. 21:19-20), и стараться сделаться плодоносным. — Также весьма назидательно садовнику, обращая свое внимание на нежность, красоту и блеск разных цветов, воспитанных в саду его, думать, что святые цветут в великом саду Божием еще прекраснее, и стараться самому сделаться святым, дабы, подобно им, занять какое-нибудь местечко в великом саду Божием, и не оказаться вне его, и дабы вместе с плевелами не быть брошену в огонь.
Свечнику очень спасительно помышлять, что истинный свет, просвещающий всякого человека, есть только Господь Иисус Христос (Иоан. 1:9, 8:12), что всем нам всевозможно должно ходить в этом свете, т.е. по учению св. Евангелия (Иоан. 12:35), и быть сынами света (Иоан. 12:36), дабы наконец не попасть в ужасную тму кромешную (Иоан. 12:35). Аз есмь свет міру, сказал Господь. Ходяй по мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Иоан. 8:12).
Пчеловоду очень удобно вспомнить весьма душеспасительное изречение св. Царя Давида: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс. 118:103)! А это воспоминание во всяком пчеловоде может возбудить мысль: «вот как приятно было святым слово Божие!» А такая мысль удобно может и самого его расположить усерднее и внимательнее слушать слово Божие. Слово же Божие живо и действенно (Евр. 4:2). Оно не останется без спасительного воздействования на ум и сердце того, кто его слушает или читает.
Таковые и сим подобные размышления, во время наших телесных трудов, весьма сильно направляют нашу душу к добру, и, не смотря на труд, укрепляют самое тело.
10. Для сохранения души в святом расположении при продолжительном труде, а особливо для сохранения себя от скуки, от ропота, от досады и нетерпения, еще весьма полезно, во время труда, чаще возвышать свое сердце к Господу Богу в кратких молитвенных воззваниях к Господу Богу, какие будут приличны по состоянию и расположению сердца. Например, весьма полезны следующие воззвания:
«Как безпредельно любит нас Господь Бог!»
«Чего Он не сделал и не делает для нас!»
«Чего Он не дает нам!»
«Боже! Как нам должно быть благодарными Тебе!»
«Господи! Благослови меня! очисти меня! просвети меня! освяти меня!»
«Только Ты, Господи, так много любишь нас: как нам не любить Тебя всем сердцем! Кого мы будем любить всем сердцем, ежели не Тебя!»
«Ах! если бы все люди узнали, как благ Ты, Господи!»
«О если бы истребилась во мне такая-то дурная привычка!»
«О если бы я хорошо узнал мое сердце!»
«О если б мне яснее увидеть ничтожность сего міра!»
«О если б я возлюбил Тебя, Господи, всем моим сердцем!»
«Ах, Господи, когда я буду служить Тебе всею душою!»
«Ах, Господи, если б я непрестанно помнил Тебя, и мыслил о Тебе!»
«О Боже мой! Без Тебя, что для меня весь мір? Какую он может дать мне пользу и радость?»
«Господи! Ты мое прибежище, Ты мое утешение, Ты моя надежда, Ты мое спокойствие, Ты мой свет, Ты моя слава, Ты моя радость, Ты мое блаженство — и все!»
«Господи! когда этот мір перестанет смущать меня различными соблазнами?»
«Господи! когда придет конец всем препятствиям спасения и переменам расположений моей души?»
«Господи! Когда я увижу Тебя?»
«Господи! когда я буду у Тебя?»
«Господи! когда я буду вечно хвалить Тебя вместе со всеми Святыми?»
Чем чаще делаются таковые, воззвания, тем лучше; потому что чем чаще они повторяются, тем удобнее обращаются в навык. А таковые и подобные воззвания во время труда совершенно безценны. Таковые воззвания, непрерывно держа душу в соединении с Богом, непрестанно оживляют ее, отгоняют от нее всякое зло, укрепляют ее в добре, и весьма благотворно подкрепляют самые телесные наши силы.
11. Кто так трудится над совершением своих житейских дел, тот, трудясь для поддержания своей телесной жизни, в тоже время равно, или еще более, трудится для спасения своей души; тот трудится, как и должно трудиться, в славу Божию. А св. Апостол заповедует нам вся в славу Божию твoрить (1 Кор. 10:31).
Примечания. Что прежде всего должно делать дела важнейшие, не терпящие отлагательства; что должно приниматься за них прежде обдумавши, как лучше их делать, и что, никогда не должно делать дел, не сообразных с законом Божиім, — это разумеется само собою.
Просмотрено (72)